Питание туриста
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ПУТЕШЕСТВИИ
Как правильно организовать питание детей в путешествии
Детский организм отличается от взрослого более интенсивным
основным обменом веществ, необходимостью достоянного построения клеток при
росте. Дети очень подвижны. Питание оказывает существенное влияние на развитие
мозга и интеллект ребенка, на функциональное состояние центральной нервной
системы, на процессы роста и развитие юного организма. Следует учитывать, что на
1 кг массы ребенка приходится значительно большая поверхность тела, вследствие
чего ребенок теряет тепла в 3 раза больше, чем взрослый, а также то, что у
ребенка должен происходить непрерывный рост всех органов и массы тела.
Правильное питание повышает устойчивость организма к различным заболеваниям.
Роль такого питания в современных условиях возрастает и в связи с акселерацией,
то есть ускоренным физическим развитием и ранним половым созреванием.
Потребность детей в пищевых продуктах заметно отличается от
потребности взрослых.
Белки. Общая потребность детей в белках в
рационе на 1 кг массы тела в сутки составляет от 4 г в возрасте
г в возрасте 11 лет и старше.
В детском питании учитываются качественные особенности белков.
Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного
возраста составляет
наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные
компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как
обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного
возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока
соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.
Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин —
рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и
яйца.
Жиры. Следует знать, что недостаток жиров
приводит к снижению иммунитета к некоторым заболеваниям, а избыток — к нарушению
обмена веществ, ухудшению использования белка, расстройству пищеварения.
Углеводы. Это основной материал, используемый
в организме детей для образования энергии мышечной деятельности. Поэтому
потребность в углеводах у детей повышена. В питании детей важнейшее значение
имеют легкоусвояемые углеводы, источниками которых являются фрукты, ягоды и их
соки, а также молоко, содержащее молочный сахар — лактозу. Нужно предусматривать
достаточное включение в рацион и кондитерских изделий;
печенья, пастилы, конфет, варенья и джемов. В детском питании
количество сахара должно составлять не менее 20% общего количества углеводов.
Однако нельзя допускать резкого преобладания углеводов в детском питании, это
приводит к существенному нарушению обмена и снижению устойчивости организма к
инфекции.
Нормы потребности в пищевых веществах и энергии в сутки для
детей школьного возраста приведены в табл. 22.
Таблица 22. Суточная потребность в основных пищевых
веществах и энергии у детей
Возраст, лет
Белки, г
Жиры, г
Углеводы, г
Калорийность, ккалВсего
Животные7—10
80
48
80
324
96
58
96
382
106
64
106
422
3150
Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные
физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в
увеличении суточной нормы потребления белка до
до
Общая калорийность рациона питания при этом возрастает до 3
Витамины. В связи с процессами роста
потребность в витаминах у детей повышена. Особую роль играют витамины А
(ретинол), потребность в котором в сутки составляет до 1,5 мг, и витамин Д
(кальциферол), потребность в котором — 10 мг. Следует знать, что образованию
витамина Д самим организмом способствует воздействие ультрафиолетовых лучей
солнца. Таким образом, туристские походы в наибольшей степени способствуют
образованию витамина Д, а следовательно, и росту ребенка. Однако следует
учитывать и то, что дополнительное чрезмерное введение этого витамина в организм
оказывает токсическое воздействие, при котором наступает снижение массы
тела.
Минеральные вещества. Их значение в детском
питании заключается главным образом в том, что они участвуют в пластических
процессах, в формировании скелета, мышечной ткани, в построении клеток нервной
ткани, в том числе и головного мозга. Основное значение для детского организма
приобретают кальций, потребность в котором в сутки составляет до 2 г, и фосфор —
до 3 г. Необходимое количество железа — до 25 мг.
Режим питания. Исключительно важен для
развития детей. Не допускается еда урывками, раньше установленного времени, так
как это приводит к снижению аппетита. Школьникам рекомендуется
питание. Так, в школе при обучении в
течение дня следующий:
калорийности пищи);
рациона); обед и ужин—соответственно в 15.00 (35%) ив 20.00 (25%).
Между приведенным выше обычным домашним и школьным режимами
питания, к которому дети привыкли, и рекомендуемым походным режимом, например
расхождений почти нет ни по количеству приемов пищи, ни по времени приема.
Расхождение же в распределении калорийности связано с характером деятельности: в
школе в основном умственная, в походе — физическая.
Примерный объем порций горячей пищи в походах для детей в
зависимости от возраста приводится в табл. 23.
Таблица 23. Примерный объем порций горячей пищи для
детей
Характер пищи
Объем порций, г7—10 лет
15 лет и старшеЗавтрак
Горячее блюдо
300
300-400Питье
250
250
250Обед
400
300—350Питье
250
250
250Ужин
Горячее блюдо
250
250—300Питье
250
250
250
Нужно помнить, что дети при достаточных физических нагрузках
теряют в день до
компенсируется (с учетом относительно небольшой массы тела ребенка) жидкими
блюдами и питьем при горячем питании, обязательно следует предусматривать
добавку питья (компот, чай, кисель, какао и т. п.), а также наличие этого питья
в термосах для утоления жажды на малых и больших привалах. При наличии в группе
нескольких детей следует иметь несколько термосов для различных напитков, в том
числе обязательно для молока из расчета
можно уменьшить.
Пища, богатая белками, повышает возбудимость нервной системы,
поэтому ее дают в первой половине дня. Употребление же такой пищи ребенком за
ужином препятствует быстрому наступлению сна.
В походе хорошо утоляют жажду ягоды. Однако в пути следования и
на привалах не разрешается есть неизвестные ягоды, плоды, растения и пить воду
из неизвестных источников без ее обеззараживания.