Веды

Реклама
Раздел:
Религии мира.
Базовые сведения о религиях и религиозных учениях.
Этот раздел знакомит с широким кругом вопросов, имеющих актуальное значение для понимания вероучения, культа и моральных принципов основных религиозных направлений, с особенностями современного богословия, а также с кратким очерком истории атеизма и т.п.


По материалам: «Настольная книга атеиста» /
С. Ф. Анисимов, Н. А. Аширов, М. С. Беленький и др.;
Под общ. ред. академика С. Д. Сказкина. — 9-е изд., испр. и доп. — М.. Политиздат, 1987. — 431 с., ил.



38-я cтраница раздела










Религиозные книги

Веды




















Санскритским словом «веды», что означает «знание», называются древнейшие литературные памятники Индии, которые почитаются последователями индуизма как «священные» книги.


Веды стали известны европейским ученым в первой половине XIX в., когда их начали переводить на европейские языки и изучать.


Начало складывания Вед относится к середине 2-го тысячелетия до н. э. В течение последующих 10 веков они продолжали видоизменяться и пополняться. Позже они подвергались всевозможным толкованиям, в результате возникла весьма обширная ведическая литература, к которой в настоящее время наряду с самими Ведами относятся так называемые «брахманы» (богословские трактаты, направленные на укрепление авторитета жрецов и утверждение кастового строя), «араньяки» и «упанишады» (религиозно-философские трактаты брахманизма, а также некоторых других направлений индийской философии, в том числе и таких, которые обосновывали материалистические и атеистические взгляды).


Веды представляют собой сборники (самхиты) текстов, отражающих древние религиозные верования населения долины Ганга. Важнейшую часть Вед составляют четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Анализ содержания и формы Ригведы показывает, что этот насчитывающий 1028 гимнов сборник значительно древнее других разделов Вед. Большинство гимнов посвящено возвеличению богов и обращено к ним с просьбой помочь в победе над врагами, в достижении хозяйственных успехов и всевозможных жизненных благ. Древние индийцы верили во множество богов: в одном месте Вед говорится, что их 3399. Главные из этих богов были прежде племенными. Индра -бог-воитель и бог молнии и грома был, вероятно, когда-то племенным богом скотоводческого племени ариев. Наряду с ним особым почитанием последователей Вед пользовались Агни -бог огня (в Ригведе гимны в его честь всегда помещаются на первом месте) и Сурья — бог солнца. Солнце воплощалось также богами Савитара, Пуша-на, Митра и Вишну. Другие атмосферные и небесные явления имели тоже свои божественные воплощения. Таким образом, древнейшей основой ведической религии был культ природы и ее грозных явлений. Многие черты этого культа сохранились и в современном индуизме, хотя главным в нем является уже отражение явлений социальной жизни с ее экономическим и политическим неравенством.


Самаведа — сборник песнопений, повторяющих гимны Ригведы, но в форме, приспособленной для вокального сопровождения культовых действий. Культ сначала выполняли главы больших семей и общинные старейшины, и лишь позже он становится привилегией жрецов-брахманов. Обряды были просты и выполнялись в домах или на открытом воздухе, так как первоначально у племен ариев долины Ганга храмов не было. Главное место в культовых действиях занимало жертвоприношение, которое рассматривалось как кормление богов.


Жертвоприношение сопровождалось песнопениями, собранными в Самаведе, и произнесением жертвенных формул, которые и составляют содержание третьего сборника Вед — Яджурведы. В жертву приносились домашние животные — лошади, коровы, козы, а также кушанья из молока и риса.


Четвертая книга, Атхарваведа, — это сборник заклинаний и магических формул. Она содержит множество древних заговоров и заклятий, по которым можно судить о некоторых сторонах жизни создателей Вед. Человеку казалось, что его везде подкарауливают злые духи, могущие ввергнуть его в несчастье, вызвать болезнь. Человек думал, что враги могут с помощью магии нанести ему вред. Поэтому он все время прибегал к совершению защитных магических действий. Он думал, наконец, что сам с помощью соответствующих заклинаний может наносить вред своим врагам. Все эти заклинания и приведены в четвертом сборнике Вед.


В Ведах можно найти сведения о почитании древними индийцами своих предков-питаров (отцов). Однако культ их в ранней ведической религии не получил особого развития. Значительно больше внимания уделяется, наряду с божествами — асурами и дэ-вами, злым духам (ракшасам). Возможно, что ракшасы являлись первоначально богами враждебных пришлым ариям местных племен дравидов.


По мере складывания классового общества изменялись и древние верования индийцев. Появляется учение о небесной награде за послушание власть имущим — добродетельный человек попадет после смерти в царство богов. Такие взгляды можно обнаружить в наиболее поздних по времени возникновения частях Вед. Складывается и учение, оправдывающее с помощью религии земное неравенство людей. В десятой книге Ригведы есть гимн, утверждающий извечность сословного деления. Там же говорится о том, что власть вручена царю богами и т. д. В самом сонме богов появляется иерархия. Бог Индра, бывший, вероятно, племенным богом могущественного племени бхаратов, становится вождем, а затем и раджой, т. е. царем всех богов. Так в религии отражается усложнение социальной структуры древнеиндийского общества, зарождение в нем классовых отношений. Религия начинает обслуживать интересы экономически господствующих сословий.


Некоторые древние мифы, намечаемые уже в Ведах, в дальнейшем были развиты в индийском героическом эпосе — в знаменитых сборниках Махабхарата и Рамаяна. Предание приписывает авторство Махабхараты («Сказание о великой битве бхаратов») мудрецу Вьясе, который якобы расчленил Веды на четыре названные выше части. На самом же деле Махабха-рата сложена значительно позднее Вед, так же, как и великая эпическая поэма Древней Индии — Рамаяна, повествующая о жизни легендарного царевича Рамы.











































>