Sc. национальные чайные церемонии. японская чайная церемония. китайская чайная церемония. корейская чайная церемония. английская чайная церемония. чайная церемония сша

Реклама
Раздел: ЧАЙ И ЧАЙНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ 11-я страница раздела НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАЙНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ 1. КИТАЙСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ . Китайская чайная церемония требует особой атмосферы и специального настроя, достичь которого, впрочем, не так уж сложно. Предметы, окружающие вас во время чаепития, должны быть приятны для глаз, нежная музыка должна услаждать слух, все вокруг должно быть гармоничным, поскольку все пять стихий участвуют в чайном действе. Соответственно, личность ведущего чайной церемонии имеет огромное значение для правильного протекания всего чаепития. Удивительным образом его роль и незаметна, и определяющая одновременно, поскольку ведущий чутко чувствует состояние, создаваемое чаем, и мягко реагирует на любые изменения, не давая участникам уклониться далеко в сторону. Для того чтобы взаимодействие с чаем было более полным и насыщенным, в чайных церемониях используется специальная посуда. Сначала чай, предназначенный для заварки, насыпается в чайную коробочку — ча-хэ, с ее помощью участники чайной церемонии имеют возможность «познакомиться» с чаем. Для каждого человека выставляются две чашки, называемые чайной парой: высокая узкая чашка предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая чашка — для наслаждения цветом и вкусом чая. Чаще всего чашки ставятся на маленький поднос-подставку. Это удобно для наливания чая и формирует композиционное единство чашек. При проведении чайной церемонии кроме чайника применяют также ча-хай, что означает «Море чая». По форме он напоминает сосуд для молока, используемый во время чаепития в Европе. Чайные пары, заварник и ча-хай обычно устанавливаются на чайную доску. Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. Первую заливку используют для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки, смыть аромат предыдущего чая с чашек, для того чтобы дать толчок развития чаю. Вода, используемая для приготовления чая, — едва ли не самый важный элемент всего действа. Для заварки чая желательно использовать только родниковую воду. Она доводится до кипения на открытом огне, причем важно точно уловить момент готовности кипятка. Вторую и последующие порции заливают в заварник по мере выпивания чая, а настой переливают в ча-хай. Из этого сосуда чай разливается в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. Эта конструкция переворачивается и передается участникам чаепития. Приподняв высокую чашку, ее подносят к носу и медленно, внимательно через нее дышат, наслаждаясь ароматом и настраивая свои каналы восприятия. Затем пьют чай, внимательно наблюдая за своими ощущениями. СОСТАВЛЯЮЩИЕ КИТАЙСКОЙ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ Вода лучше всего подходит из горных источников, в идеале расположенных недалеко от того места, где выращивался тот конкретный чай, который вы хотите заварить. Конечно же, в большинстве случаев такая вода недоступна, поэтому ее можно заменить водой из любого источника, находящегося в пределах досягаемости. Следующая по уровню качества вода происходит из горных ручьев и рек. И третий уровень качества дает вода из колодцев. Другие типы воды тоже могут употребляться для заваривания чая, но они неизменно дадут худший результат, и поэтому состояние и качество энергии, полученное после употребления чая, будут явно менее четкими. Важно правильно вскипятить воду, обращая внимание на «циклы огня», которые воспринимаются и воспроизводятся в кипятке. Вода не должна доводиться до бурного кипения, так как в результате этого уходит энергия воды, которая, соединяясь с энергией чайного листа, и производит в нас искомое чайное состояние. Есть четыре стадии внешнего вида кипятка, которые соответственно называются «рыбий глаз», «крабий глаз», «жемчужные нити» и «бурлящий источник». Этим четырем стадиям соответствуют четыре характеристики звукового сопровождения закипания воды: тихий шум, средний шум, шум и сильный шум, которым в разных источниках тоже иногда даются разные поэтические названия. Кроме того, отслеживают и стадии образования пара. Например, легкая дымка, туман, густой туман. Все последние стадии вышеперечисленных параметров указывают на переспелость кипятка, который уже не подходит для заваривания чая, так как энергия огня в нем уже настолько сильна, что подавила энергию воды, и в результате вода не сможет должным образом войти в контакт с чайным листом и дать соответствующее качество энергии попившему чаю. Сначала следует ополоснуть кипятком чайник и слить эту воду в чашки, из которых мы собираемся пить чай. Важно быть спокойным, внимательным и собранным, сохраняя плавность и последовательность движений так, чтобы вода не расплескивалась и минимально колыхалась в сосудах, струя не прерывалась, была плавной, длинной, тонкой и мягкой, то есть точно такой же, какой должна быть струя вдоха и выдоха в вашем теле, чтобы обеспечить вам максимально длинную, спокойную и здоровую жизнь. Чай перед тем, как насыпать его в чайник, следует посмотреть и понюхать в специальном сосуде из фарфора, который называется ча-хэ, или чайная коробочка. Если этого предмета нет, тогда чайную коробочку можно сделать из собственной, чисто вымытой и насухо вытертой ладошки. После этого чайный лист высыпается в предварительно прогретый чайник и заливается кипятком. Существуют определенные особенности и тонкости заварки чаев типа У-лун и Пу-Эр. При создании взаимодействия воды и пространства посуды всегда следует помнить, что «переполнение» навлекает беду, а умеренность призывает богатство. Поэтому не нужно наливать воды слишком много. Первая заварка может считаться готовой буквально через несколько секунд после залива кипятка в чайник. Когда чай разливается по чашкам (которые не должны быть большими, так как чай — это не объем воды, а тонкость качества энергии в чайном состоянии), нужно помнить, что вкус первой и последней налитой чашки будут значительно отличаться. После первого разлива нужно сразу же залить чайный лист кипятком снова и в дальнейшем стараться не оставлять его голым, то есть без воды. С каждым заливом время взаимодействия воды и чайного листа должно увеличиваться сообразно с качеством чая и обстоятельствами чаепития, чтобы гости пили чай, а не воду. КИТАЙСКИЕ ЧАЙНЫЕ АКСЕССУАРЫ Чайный лист требует правильного хранения в жесткой таре, которая предохраняет его от разрушения и защищает от контакта с внешними запахами. Поэтому необходимо иметь набор чайных коробок и банок с герметичными крышками для хранения чая. Изначально для этих целей лучше всего подходили сосуды из глины и фарфора. Глина имеет свою пористость, но при этом является достаточно плотным материалом, чтобы не допускать выдыхания чайного листа. Необходимо иметь небольшой набор чайников разной величины из красной глины, рассчитанных на разное количество участников чаепития и разные типы чайного листа. Нужно исходить из идеального принципа, гласящего, что определенный тип чая должен постоянно завариваться в одном и том же чайнике. Чашечки должны быть нескольких видов, разного цвета и объема для разных типов чая и разных целей употребления чайного напитка — утолить жажду, напоить гостей, достичь ритуального состояния, провести время и т. д. На севере Китая обычно пьют чай из довольно больших чашек с крышкой и ручкой, которые являются одновременно и сосудами для заваривания чая. На юге больше употребляют так называемые чашки гай-вань, состоящие из трех предметов: блюдца с глубоким дном, небольшой пиалкой, которая вставляется в блюдце, и крышечкой меньшего диаметра, чем ширина пиалы. Гай-вань также служат для заваривания чая Те Гуань-инь. Для церемониальных распитий улунских чаев употребляются чайные парочки, состоящие из крошечной (на 20-40 мл) пиалы и более высокой рюмочки, которая называется вэнь-сян-бэй — чашечка для вкушения аромата. Пиала и чашечка обычно ставятся на маленький поднос с бортиками из дерева, керамики или фарфора. Кроме того, употребляются небольшие чашечки для зеленых чаев из керамики с внутренней поверхностью, покрытой белой эмалью. Желательно иметь чайную доску, которая является подставкой для чайников и чашек и одновременно выполняет функции сосуда для слива воды, которая спокойно переливается через край при необходимости. 2. ЯПОНСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ЯПОНСКИЙ ЧАЙНЫЙ ДОМИК В ЧАЙНОМ САДУ Прежде чем сложился тип собственно чайного сада, в Японии уже в течение многих веков искусство садов развивалось как самостоятельная ветвь творчества. Строившиеся, как правило, на небольшом участке земли между основными зданиями чайные дома имели сначала лишь узкий подход в виде дорожки (родзи). К концу XVI века чайный сад получил более развернутую форму. Он стал делиться невысокой изгородью с воротами на две части — внешнюю и внутреннюю. Проход через сад был первой ступенью отрешения от мира повседневности, переключения сознания для полноты эстетического переживания. По замыслу мастеров чая сад становился границей двух миров с разными законами, правилами, нормами. Он физически и психологически готовил человека к восприятию искусства и более широко — красоты. Поскольку чайные дома стали строить в городах, вблизи от основного жилого дома, как правило, окруженного хотя бы небольшим садом, то постепенно возникла идея специального чайного сада, устройство которого подчинялось правилам ритуала. Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями «саби» и «ваби»; обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок. Через маленький сад, прилегающий к павильону, где проводилась чайная церемония, шла дорожка из камней, в саду возвышались каменные фонари и просто камни, поросшие мхом. Камни на дорожке были положены как бы случайно, каждый на некотором расстоянии от другого. Согласно историческому преданию, устройство такой дорожки восходит к большим кускам белой бумаги, которые были положены на мокрую траву для того, чтобы роса не замочила одежды сегуна Есимасы Асикаги, когда он шел на чайную церемонию. И как бы в память об этом событии дорожка названа «родзи», что означает «земля, увлажненная росой». Позднее слово «родзи» стало обозначать не только путь к чайному домику, но и весь сад около него. Особое значение имели каменные сосуды с чистой водой «цукубаи». На таком сосуде-колодце лежал маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой. Каждый гость был обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот, затем, особым образом поднимая ковшик с водой, омыть после себя ручку ковшика. В наши дни сосуды с водой — непременная деталь не только чайного сада, но и любого храма. В саду обычно высаживали сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленый кустарник. Все элементы сада чайной церемонии должны были создавать особое настроение сосредоточенности и отрешенности. Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход — около 60 см в длину и ширину. В идею столь уменьшенного входа в чайный домик был заложен глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными — длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном. Пол в чайном павильоне покрывают циновками (татами). Стандартные размеры циновок (190×95 см) позволяли с их помощью не только определять размеры помещения, но и все пропорциональные отношения в интерьере. В квадратном углублении пола помещался очаг, употреблявшийся для церемоний в зимнее время. Высота потолка различна в разных частях комнаты: самый низкий над местом, где сидел хозяин. Выполненный из натуральных неокрашенных материалов, как, впрочем, и все другие элементы, потолок мог варьироваться в разных частях — от простых досок до узорчатых плетеных панелей из бамбука и тростника. На потолок обращали особое внимание там, где в крыше или верхней части стены были устроены окна. Важное значение придавалось освещению «тясицу». Как правило, в домике было по шесть-восемь оконцев, разных по размеру и форме, дававших оптимальное — не слишком яркое и не слишком тусклое освещение. В некоторых случаях можно было раздвинуть рамы, и тогда гости получали возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике были закрыты. В самых первых чайных домах окон вообще не было, и свет проникал лишь через вход для гостей. Устройству окон, их размещению, форме и величине придавалось большое значение. Обычно небольшого размера, они расположены нерегулярно и на разном уровне от пола, используясь мастерами чая для точной «дозировки» естественного освещения и его направленности на нужную зону интерьера. Поскольку интерьер был рассчитан на полуфигуру сидящего человека, то наиболее важной была освещенность пространства над полом. В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещался свиток с живописью или с каллиграфической надписью и ставились букет цветов, курильница с благовониями. Токонома располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей. Свиток для токономы подбирался с особой тщательностью и был непременным предметом обсуждения во время церемонии. ЯПОНСКАЯ ЧАЙНАЯ УТВАРЬ Чайная посуда удивительно проста: чашки, медный чайник, бамбуковая мешалка, ящичек для хранения чая. Все это несет на себе налет времени, но безукоризненно чисто. Японцам импонирует матовость. «Европейцы, — пишет Танидзаки, — употребляют столовую утварь из серебра, стали либо никеля, начищают ее до ослепительного блеска, мы же такого блеска не выносим. Мы тоже употребляем изделия из серебра… но никогда не начищаем их до блеска. Наоборот, мы радуемся, когда этот блеск сходит с поверхности предметов, когда они приобретают налет давности, когда они темнеют от времени… Мы… любим вещи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых отеков». Самый примитивный чайник, деревянная ложка для засыпания чая, грубая керамическая чашка — все это оказывает на участников церемонии завораживающее действие. Основные чайные предметы: нацумэ (natsume) — чашка для слабого чая; чашаку (chashaku) — чайная ложка, которая сделана из бамбука; чаван (chawan) — чайная чашка; часен (chasen) — венчик для взбития чая; мидзукаси (mizusashi) — сосуд для хранения воды для приготовления чая; хишаку (hishaku) — ковш для разливания горячей воды в чашки; фукуса (fucusa) используется хозяином для вытирания чайной посуды; горячая чашка с крепким чаем подается гостю на специальной ткани кобукуся (cobucusa). ЯПОНСКИЙ ЧАЙНЫЙ РИТУАЛ Японцы признают и тщательно культивируют каноны чайной церемонии не только потому, что она дает им возможность эстетического наслаждения. В ритуале этой церемонии они ощущают самих себя: строгая регламентация поведения, точно установленные предлоги для церемонии, вполне определенная утварь и т. д. Для проведения чайной церемонии в большинстве случаев достаточно одного желания, однако, есть поводы и ритуального плана. Хозяин посылает приглашение друзьям, и те за два-три дня до чая благодарят его за оказанное внимание. В день чаепития гости собираются за 15-20 минут до назначенного времени в специально отведенной комнатке и выбирают почетного гостя (секяку), которым обычно становится человек более высокого положения или старший по возрасту. Они также четко определяют и последующую иерархию: кто будет вторым, третьим и т. д. Именно в таком порядке и будут гости мыть руки, входить в предназначенную для церемонии комнату и рассаживаться. Официальному чаепитию в гостях предшествует кайсэки, т. е. угощение разнообразным набором еды: здесь и супы, и рис, и рыба, и картофель с приправой и т. д. Хозяин, угощая гостей, старается рассказать им какой-нибудь интересный случай или историю, он делает все возможное, чтобы сделать времяпрепровождение очень приятным. Для этого гостей угощают и небольшой порцией сакэ. Едят всего понемногу, иначе нет смысла в чайной процедуре. В Японии существует много форм чайной церемонии, однако строго установлено лишь несколько: ночной чай, чай с восходом солнца, вечерний чай, утренний чай, послеобеденный чай, специальный чай. Ночной чай начинается при луне. Гости приходя-примерно в половине двенадцатого и уходят не позже четырех часов ночи. Обычно заваривают порошкообразный чай. Приготавливается он на глазах гостей: листья освобождают от прожилок и измельчают в порошок в ступе. Такой чай бывает очень крепким, его не подают на пустой желудок. Поэтому сначала гостей легко угощают различной едой. Чай с восходом солнца пьют около трех или четырех часов утра. Гости остаются при этом до шести часов. Вечерний чай начинается около шести часов вечера. Утренний чай практикуется в жаркую погоду, гости собираются к шести часам утра. Послеобеденный чай обычно подается только с пирожным примерно после часа дня. Специальное чаепитие (риндаи тяною) организуется по каким-либо торжественным случаям: встреча с друзьями, праздники, смена времени года и т. д. Японцы говорят, что всякий, кто хорошо знаком с чайной церемонией, должен уметь регулировать свое поведение во всех случаях жизни с легкостью, достоинством и изяществом. Японские девушки перед замужеством брали уроки тяною, чтобы приобрести красивую осанку, изящные манеры. Существуют различные школы искусства чая. Характер чайной церемонии во многом зависит от повода встречи и от времени года. Участники одеваются в спокойные тона: в однотонные шелковые кимоно и специальные белые носки, предназначенные для деревянной обуви. У каждого небольшой складной веер. Весь ритуал чайной церемонии делится на два действия. 1. Первое действие чайной церемонии. Гости (как правило, пять человек) сначала в сопровождении хозяина следуют по специальной дорожке сквозь полумрак сада. Чем ближе к чайному дому, тем более они отдаляются от суетного мира. Подойдя к небольшому бассейну с прозрачной водой, омывают руки и рот. Вход в чайный дом низкий, и гостям приходится буквально вползать через него, смиряя свой нрав. Небольшой по размеру чайный дом разделен на три части: чайную комнату, комнату ожидания и подсобное помещение. Входя в чайную комнату, где стоит жаровня для чайника, гость вежливо кланяется. Затем, держа перед собой складной веер, выражает восхищение висящим в. нише свитком. Закончив осмотр, благодарные гости садятся и приветствуют хозяина. Все стадии ритуала проходят в строгом порядке. Присев, гости приступают к сладостям. Затем хозяин приглашает их в сад. О начале церемонии возвещает гонг — пять и семь ударов. После гонга гости покидают сад и возвращаются в чайную комнату. В комнате теперь светлее, отодвинута бамбуковая штора за окном, а вместо свитка в нише — ваза с цветами. Подбору цветов, как и свитку, хозяин уделял особое значение. Считалось, что, как и все в чайной церемонии, букет должен быть составлен по принципу единства контрастов, к примеру ветка сосны — символ стойкости и вечности — соседствовала с нежной и хрупкой камелией. Очень часто это был один полевой цветок или одна ветка. Хозяин вытирает чайницу и ложку специальной тканью и моет венчик в горячей воде, которую наливает из чайника ковшом. Затем кладет три ложки предварительно растертого в специальной фарфоровой ступке порошкообразного зеленого чая в чашу, заливает ковшом горячей воды и взбивает чай, пока чай слегка не загустеет. Все движения рук и корпуса особые, поистине церемониальные, при этом лицо строгое и неподвижное. Крепкий зеленый чай готовится из молодых листьев чайных кустов в возрасте от двадцати до семидесяти и более лет. Норма закладки чая в среднем — 1 чайная ложка порошка чая на 200 мл воды. Важной особенностью японского способа является то, что не только чайник, но сама вода для заваривания чая должна быть 70-90°С. Время заваривания при этом не выходит за пределы 3-5 минут. 2. Второе действие чайной церемонии. Главный гость кланяется, ставит чашу на ладонь левой руки, поддерживая правой. Размеренным движением рук чашка медленно подносится ко рту. Сделав небольшой глоток, гость оценивает вкус чая; делает еще несколько глотков, вытирает пригубленное место специальной бумагой и передает чашу следующему гостю, который после нескольких глотков отправляет ее дальше, пока, пройдя по кругу, чаша не вернется к хозяину. На вкус чай чрезвычайно терпок. Его концентрация соответствует примерно 100-200 граммам сухого чая на 500 мл воды. Но в то же время такой чай очень ароматен. Присутствию в чае аромата японцы придают решающее значение. За весь круг чашка выпивается полностью и эта процедура должна занимать не более десяти минут. Разговоров во втором действе не ведется, и все сидят в чинных позах, в строгих парадных одеяниях. В целом сам процесс чаепития представляет собой весьма длительную церемонию, происходящую целиком на глазах ее участников. Таким образом, чай по-японски представляется как ритуальное групповое действо, имеющее глубокие историко-философские корни общенациональной японской культуры, и является одним из видов искусства Японии. 3. КОРЕЙСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ На формирование чайной церемонии в Корее так же, как и в Японии, оказали влияние традиции Древнего Китая. Чай начал проникать в Корею в VII-VIII веках: семена этого растения привозили из Китая монахи-буддисты и путешественники. Не сразу, но корейцы все-таки раскрыли секреты выращивания и сбора чая и со временем стали полностью обеспечивать свои потребности в нем. Чай так понравился жителям Кореи, что они начали обожествлять его, а в организации своих чайных церемоний во всем копировали Китай. Но следует отметить, что связь с буддизмом в Корее была гораздо более тесной. Так, из чая делались лепешечки, а затем раскладывались перед статуями Будды и на могилах предков. Кроме того, корейцы развивали и собственное учение о чае, считая, что главное не сама церемония, а душевное состояние человека. Они создали теорию, по которой все в мире было или «существом» — корейцы называли его «правое», или «функцией» — «левое». Как это преломлялось в организации корейской чайной церемонии? Хозяин чаепития ставил жаровню с огнем слева от себя («существо»), а чайную посуду — справа («функция»). Гостей сажали лицом на запад, а хозяин садился лицом на восток. Место к югу оставалось свободным: оно было предназначено для императора. Идеальное число гостей — трое, при этом старший должен был сидеть в середине. Считалось, что корейская чайная церемония помогала прививать такие качества, как чистота, спокойствие, самообладание и чувство гармонии. Нетрудно заметить, что в этом их понимание чайной церемонии близко к ее философскому осмыслению японцами. Готовили чай в посуде, подобной китайской, а последовательность заваривания была такой: сначала в большую чашечку (мисочку) наливали кипяток, а затем бамбуковой ложечкой сыпали чай, преимущественно зеленый. 4. АНГЛИЙСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ В Англии пили чай в основном в публичных местах — в так называемых чайных садах. В XIX веке на смену чайным садам пришли чайные магазины, которые организовывались при молочных магазинах, чайных лавках, аптеках. Именно в это время вкусы англичан нашли отражение в выработке строгого чайного этикета. В выборе посуды предпочтение отдавалось серебряным чайным сервизам. В доме могло не быть многих необходимых вещей, но красивый чайный сервиз должен был быть обязательно: он как бы символизировал достаток и благополучие семьи. В Англии чай пили и пьют только с молоком! Приготавливают его так. В подогретый сухой чайник насыпают чай в соотношении: 1 чайная ложка чая на 1 часть воды и еще 1 чайная ложка чая на чайник. Заливают кипятком, настаивают 5 минут. Пока чай настаивается, в хорошо подогретые чашки разливают согретое, но не кипяченое молоко по 2-3 чайные ложки, а затем уже в молоко наливают чай (а не подливают молоко в чай, как это делают русские). Англичане чай пьют три раза в день в строго определенное время: утром за завтраком, в 13 часов за ленчем и в так называемый «файв-о-клок» (в семнадцать часов). Самое любимое чаепитие — именно пятичасовое. В это время обычно у кого-нибудь дома собираются друзья и старые приятели. На специальный маленький столик ставятся чайник с заваркой, чайник с кипятком, молочник, сахарница, нарезанный кекс и другие сладости. За спокойной, неторопливой беседой время бежит незаметно. В Англии чаепитие из общественных мест постепенно переместилось в дома, в семьи и стало излюбленным времяпрепровождением. В своей книге «Приглашение к чаю» В. М. Семенов приводит интересные факты. Имея 59 миллионов человек населения, англичане ежедневно выпивают 165 миллионов чашек чая. 86% чая выпивается дома и только 14% — вне дома. 5. ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ США Осваивая земли Северной Америки, переселенцы из Англии не теряли связей со своей бывшей родиной: многие ее обычаи и традиции прижились и укоренились на новом месте. Так произошло и с традициями английского чаепития. Как вы помните, американцы полюбили чай еще до знаменитого «бостонского чаепития» и затем, связывая его с началом борьбы за независимость, стали относиться к чаю не только с любовью, но и с глубочайшим уважением. В США начали организовывать чайные заведения, подобные английским чайным магазинам, с выставками лучших сортов чая, рекламировали комнаты английского чая в саду, оформленные в традициях английского убранства, и т. д. Но американцы привнесли и кое-что свое в традиционный английский чайный ритуал. Так, Америка стала местом, где родился обычай пить чай со льдом. С возникновением этого обычая связана интересная история. Рассказывают, что на всемирной выставке, которая состоялась в штате Миссури, один англичанин, владелец чайных плантаций в Индии, с целью рекламы своего чая построил очень красивый павильон. Его красочно одетые служащие должны были бесплатно угощать посетителей выставки горячим чаем. Но день был очень жарким, и чай не брали. С отчаяния владелец павильона приказал служащим бросить в чашки кусочки льда. На удивление, чай со льдом очень понравился посетителям и вскоре вошел в моду. Для его приготовления использовался цейлонский иди китайский черный байховый чай. Заваривали его в чайнике по английскому рецепту, но двойную дозу. Затем полученную заварку сливали в другую емкость и клали сахар по вкусу. И, наконец, насыпали в высокие стаканы доверху лед и заливали чаем, добавляя иногда листья мяты, дольки лимона или апельсина. Американцы, народ очень рациональный и во всем стремящийся к удобствам, придумали и другое новшество: расфасовку чая в маленькие пакетики. Одноразовые пакетики чая быстро стали очень популярны и скоро завоевали весь мир, в том числе и Англию — прародину многих американцев. В конце XIX — начале XX веков в США в престижных дорогих отелях на первом этаже, в просторных залах и зимних садах устраивались чаепития. Собирались люди и неспеша беседовали. Иногда вечерами чаепития дополнялись музыкой и танцами. Таким образом, чай служил недорогим и здоровым средством организации общения.