Sc. словарь русских мифических богатырей. словари русских мифов и сказок

Реклама
Раздел: Русские обычаи и традиции 3-я cтраница раздела Глава «Словари русских мифов и сказок» 3. Словарь русских мифических богатырей Великан-богатырь Святогор. А АЛЁША ПОПОВИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алёша Попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение. В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, хотя в воинском мужестве он не уступает любому другому богатырю. Алёша Попович сражается с напавшими на Русь отвратительными злыми монголоидами. Богатырская застава: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Герои картины В.М.Васнецова «Богатырская застава» («Три богатыря»), являющиеся героями русского народного фольклора, — когда-то реально жившие люди. См. ниже Добрыня Никитич и Илья Муромец. Наиболее из них известен изображённый сидящим на коне в центре картины святой преподобный Илья Муромец Печерский (умер в 1188 г.), один из главных героев русских былин, возникших в XII — XIII вв. («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»), воплощение народного идеала героя-воина, нетленные мощи которого почивают теперь в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры. Судя по останкам, это был человек, по нынешним понятиям, роста невеликого – 178 см. Что вызывает еще больше сомнений – сложения он был совсем небогатырского. Если, конечно, мумифицированные останки преподобного Ильи, что покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры, имеют отношение к былинному защитнику земли Русской. Чьи это мощи на самом деле – доподлинно неизвестно. Скорее всего, это некий преподобный Илья, не имевший отношения к былинным подвигам, но некогда прославившийся своей христианской святостью (заслугами перед церковью) и позднее отождествленный церковью со знаменитым былинным богатырем Ильей Муромцем. Надо учитывать, что церковь любит создавать различные святыни для поклонений паломников, приносящих ей немалые доходы. (Всякая мировая церковь – это пример крайне успешного и очень богатого финансово-коммерческого предприятия.) Например, святые нетленные мощи Орлеанской девы при исследовании оказались сборником различных биологических материалов, в т.ч. кошачьих косточек. Впрочем, надо учитывать, что в те времена люди были много мельче. В частности, Александр Невский, отличавшийся высоким ростом и зычным голосом, возвышавшийся над толпой почти на голову, имел рост 158 см. И дошедшие до нас стальные доспехи европейских средневековых рыцарей нынче впору лишь небольшим подросткам. Память святого преподобного Ильи Муромца Печерского празднуется ежегодно 19 декабря и 28 сентября вместе с Собором преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех преподобных отцев Киево-Печерских. О младшем современнике святого преподобного Ильи Муромца Александре (а не Алёше) Поповиче известно, в частности, то, что около 1219 г. он призвал ростовских богатырей идти на службу к великому князю киевскому Мстиславу Романовичу Старому. В никоновской летописи о нём говорится: «В лето 1000 прииде Володарь с половцы х Киеву… И изыде нощию во сретение им Александр Попович и уби Володаря, и брата его и иных множеств половец изби, а иных в поле прогна. И се слышав Володимер и возрадовася зело». В тверской летописи имя Александра Поповича связывается с княжескими усобицами 1216 года. Известно о нём также и то, что в числе остальных семидесяти (!) богатырей он погиб в битве на реке Калке 31 мая 1223 г., в первом большом столкновении Великой Руси и Великой Степи. Об этом сообщает Суздальская летопись (рукопись XV века): «И Александр Попович ту убиен бысть с иними 70 храбрых». Третий былинный богатырь на картине — Добрыня Никитич («Добрыня и Змей», «Добрыня-сват», «Добрыня в ссоре с Владимиром» и др.), может быть отождествляем как с дядей Святого Равноапостольного великого князя киевского Владимира, так и с рязанским богатырём Добрыней по прозвищу «Золотой пояс», также известным по литературным памятникам. Но в любом случае он не мог быть современником Ильи Муромца и Александра Поповича. Согласно легендам, богатыри богатырской заставы были побратимами и стояли на страже рубежей святой Руси, защищая русский народ от нападений злых ворогов.   Перед утренней зарею Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить, Иль башку с широких плеч У татарина отсечь, Или вытравить из леса Пятигорского черкеса.                     А.С.Пушкин См. ниже Добрыня Никитич, Илья Муромец (в т.ч. удивительные данные раскопок кургана «Гульбище») и Святогор. АНИКА-ВОИН — богатырь, славный своею силою и опустошительными наездами, гордый, жестокий и самонадеянный. В сказке сражается с самой Смертью. АСИЛКИ (осилки, велеты) — великаны-богатыри. Жили в древние времена; по некоторым мифам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Возгордившись своей силой, асилки стали угрожать богу, и были им уничтожены. Мотивы, связанные с асилками (подбрасывание в небо булавы — вызов грома, победа над змеем), наводят на память борьбу Перуна с его противником-змеем. Б БАБА-ВЕЛИКАНКА (Лихо) — олицетворение Лиха (Недоли), жадно пожирающая людей. У нее только один глаз (Одноглазое), ростом выше деревьев. Живет она на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идет Лихо — деревья валит, горы крушит, реки-озера засыпает Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест. Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла. Имя Лихо стало нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», несчастье». «Стал было уже засыпать кузнец, как. дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе» (К.Д. Ушинский. «Лихо одноглазое»). БОГАТЫРЬ — существо божественное, и потому наделенное необычайными силами и великанскими размерами, приличными грозным стихиям природы. В ВАЛИГОРА И ВЫРВИДУБ — прозвания, издревле присвоенные богу-громовнику, как рушителю облачных гор и лесов; были вскормлены зверями: один — львицею, а другой — волчихою. ВЕРНИ-ГОРА (Вертигор, Дубодер, Елиня, Лесиня, Бор, Верни-вода, Запри-вода, Поток-богатырь, Медведко, Сила-царевич, Вода) — богатыри-герои разной силы в славянской мифологии. ВЕЛИКАНКА (женщина великая, поленица) — в одном из вариантов русской былины — Святогорова жена, в других — поставлена независимо от Святогора. «Поленица назад приоглянется, Сама говорит таково слово: «Я думала комарики покусывают, Ажно русские могучие богатыри пощелкивают!» Как хватила Добрыню за желты кудри, Посадила его во глубок карман». ВЕЧОРКА, ЗОРЬКА И ПОЛУНОЧКА — три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла. Варианты названий — Вечер, Вечерник; Заря-богатырь, Светозор (и Световит), Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари; Полночь-богатырь, Полуночник. Три богатыря родятся у вдовы в одну ночь — старший с вечера, средний в полночь, а меньшой на утренней заре. ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО — мифологизированный образ великого князя в русских былинах. (Историческим прототипом является князь Владимир Святославович). Это — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища). В былинах Киев, двор князя Владимира — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха. В Киев съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома, Добрыня из Рязани, Алеша из Ростова. По пути они совершают подвиги, суть которых в устранении опасности на пути к Киеву. Сам же Киев и прежде всего двор князя Владимира — надежное, защищенное место, где идет нескончаемый (в основном веселый) «почестен пир», на нем напиваются, наедаются, хвалятся, слушают певцов, получают дары от князя и принимают важные решения; здесь же завязываются и споры, конфликты, обиды, требующие своего решения. Князь Владимир — хозяин, покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют его «красным, солнышком» и «ласковым князем», и эти названия соответствуют характеристикам Владимира: он надо всеми и, по идее, ко всем равно приветлив, заботлив, гостеприимен, мягок. В этом смысле именно он наиболее ярко противопоставлен темным силам, обычно существам змеиной природы, и «солярность» эпитета Владимира — не просто оценочное слово, но актуализация солнечной темы. Как солнце собирает вокруг себя звезды, так и Владимир собирает вокруг себя всех — членов своей семьи, главных богатырей, всех богатырей, весь народ и опекает их роды. ВОДА — воин, богатырь, герой, предводитель воев (воинов), воевода. ВОЛОТЫ (велетни) — исполины непомерной величины и силы. Из сказок древних видно, что, сверх силы, имели они еще дар неуязвимости. Заметим впрочем, что древние славяне под именем Волотов подразумевали римлян. Слава силы и могущества римского народа представила воображению их в качестве великанов. Простолюдины верят, что в былое время на земле жили люди-исполины и назывались они волоты, «я придет пора, когда станут они называться пыжиками, которые на столько же будут меньше нас, на сколько мы меньше волотов». В Малороссии об этом говорят: «С течением времени люди все мельчают и когда-нибудь сравняются с мурашами: тогда-то и будет конец свету!» ВОЛХВ С БРАТЬЯМИ — Волхв с братьями Волховцем и Рудотоком были дети Славена, все трое богатыри. Но Волхв был великий волшебник. Он не только разъезжал по реке Волхову, так по имени его названной, и по Русскому морю, но даже плавал для добыч и в Варяжское море. Когда же он был в Славянске, то при приближении неприятелей, оборачиваясь в великого змея, ложился от берега до берега поперек реки, и тогда не только никто не мог проехать по ней, но даже спастись не было возможности. Г ГОРНЫЙ КАРЛИК — дух, представляемый со спутанными, взъерошенными волосами. ГОРЫНЯ (Горыныч, Вернигора, Вертигор) — титан, один из трех богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Исполинский спутник Перуна. Если Горыня разгуляется, то с гор камни выворачивает, деревья валит, реки запруживает завалами. Горыня обладает сверхчеловеческой силой; в сказках, нарушая природу вещей, помогает главному герою, иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает. Если предположить, что имя это происходит от слова «гореть», то три богатыря есть воплощение трех стихий: Горыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода. ГРИМТУРСЫ (великаны инея) — демоны зимы, враги земледелия и урожаев. Д ДИВИИ НАРОДЫ (бич божий) — великаны разрушительных бурь и гроз. Мифические сказания о них в средние века были перенесены на суровых, диких кочевников, беспощадно опустошавших русскую землю и названных потому «бичем божьим». ДИВЫ — облачные духи, великаны и лешие. У сербов Див — великан, у болгар — бурный вихрь. Собственно «див» означает: светлый, блестящий — и принималось славянскими племенами за название небесного свода; но так как, с одной стороны, небо есть царство грозовых туч, а с этими после ними соединялось представление демонов мрака, чудовищных змеев и великанов, и так как, с другой стороны, в самих сверкающих молниях предки наши усматривали падших, низверженных с неба духов, то слово «див» стало употребляться для обозначения нечистой силы и великанов. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь. «Средняя» позиция его объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря усилиям и талантам Добрыни богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разделятся. Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич — воин. В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто оказывается при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя. Его «вежество», знание манер постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе. ДУБЫНЯ (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня) — персонаж восточнославянских сказок; лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство. «Дубье верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет». В сказках Дубыня вместе с Горыней и Усыней выступают как положительные персонажи, спутники главного героя, но порой им присущи и отрицательные черты, как слабость и даже предательство. ДУНАЙ — сильномогучий богатырь. В былине богатырь Дунай разливается рекою: «И падал он на нож да ретивым сердцем; С того ли времени, от крови горячия Протекала матушка Дунай-река». Очевидно, что в основе этого мифа лежит предание об исполинах дождевых тучах. Дунай — в представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай представлялся как главное место, родина, притягивающая к себе все остальные реки; как рубеж, за которым лежит земля богатая, но таящая некую опасность. У южных и западных славян с Дунаем ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, ее плодотворящих вод. Е ЕРУСЛАН ЛАЗАРЕВИЧ (Руслан, Уруслан Залазарович) — герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора. В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жертву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами. И ИЛЬЯ МУРОМЕЦ (Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Муравлении, Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшенка, Илюха, Илейко, Илья Иванович, Илья свет Иванович) — мифологизированный образ главного героя-богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, связанные с ним, складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне) подчеркивает сочетание уверенной силы, нравственного опыта, житейской мудрости. Этот богатырь в русском предании заступает место бога-громовника Тора: великан, над которым он пробует силу своих ударов, как будто сросся с горою: ему нет места на земле — так он громаден и тяжел. Илья Муромец победил Святогора. Вместе с тем крестьянское происхождение его, расчистка им земли под поле, особая связь с Матерью Сырой Землей, освобождение богатств из-под власти «атонического» противника сближает этот образ со святым Ильёй как покровителем плодородия. Также об Илье Муромце и богатырской заставе см. выше Алеша Попович. Тайна кургана «Гульбище» — неведомый богатырь земли Черниговской Много исторических тайн хранят Болдины горы (Чернигов). Одна из них связана с курганом «Гульбище», находящимся в восточной части Болдиных гор. Эта огромная, окружённая рвом насыпь высотой 8,5 м была раскопана экспедицией археолога Дмитрия Самоквасова в 1872 году. Результаты раскопок превзошли самые смелые ожидания профессора! Были обнаружены погребения мужчины, женщины и коня, а также разнообразные предметы, сопутствующие погребальному обряду кремации наших предков-язычников накануне крещения Руси. Один из скелетов принадлежал, по всей видимости, дружиннику. Среди разного воинского снаряжения наиболее впечатляющей находкой был необычайно большой меч — самый большой из найденных древнерусских мечей. Его общая длина с рукояткой — 126 см. Клинок шириной 6,5 см имел длину 105 см, массивную рукоятку украшали серебряные насечки и три ряда камней. Для сравнения: в X веке древнерусские мечи обычно имели длину 85-90 см. Для свободного владения мечом, найденном в кургане «Гульбище», воин должен был иметь рост не менее 215 см (в те времена обычный мужской рост был порядка 145-150 см; рост Александра Невского, на голову возвышавшегося над толпой, был 158 см). О богатырском телосложении неизвестного дружинника свидетельствуют и другие предметы воинского снаряжения, найденные в кургане: большой шлем, огромная кольчуга и массивный щит, окованный медью и украшенный серебряными бляхами. Стремена всадника были на треть больше обычных. Ещё один из предметов, обнаруженных при раскопках, удивляет своими размерами. Деревянное ведро, из которого дружинник поил коня и пил воду сам, судя по сохранившимся железным обручам, имело диаметр 40 см. Обычное ведро, притороченное к седлу всадника, имело гораздо меньшие размеры — от 17 до 25 см в диаметре. Но кто он был по имени, этот богатырь земли Русской? Некоторые из черниговских экскурсоводов, остановив перед Гульбищем группу туристов, заявляют без обиняков, что в этом кургане был похоронен Илья Муромец — вместо того, чтобы сказать, что тут покоились останки богатыря, подобного былинному Илье Муромцу. Некоторые основания для подобного заявления всё-таки имеются. Во многих былинах имя этого сказочно сильного богатыря неоднократно упоминается в связи с теми или иными событиями в Чернигове или возле него. Вот отрывок одной из былин: «И поехал в путь свой к славному граду Киеву и подъезжает к граду Чернигову. А под тем градом Черниговом стоит войско босурманское, что ему и сметы нет. И Чернигов град осадили и хотят его вырубить и божие церкви на дым пустить, а самого князя Киберского и воеводу черниговского в нем взять. И той великой силы Илья Мурамец ужаснулся, однако положил на волю создателя своего Господа Бога, и вздумал положить главу свою за веру христианскую. И стал побивать силу босурманскую, в полон взял и ведет во град Чернигов. И встречают из града Чернигова граждане с честию». Еще одна былина говорит: «Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно 30 лет, не пропускал ни конного ни пешева, а убивал не оружием, но своим разбойничьим свистом». (Разбойник по имени Соловей — это историческое лицо.) Далее в былине рассказывается, как Илья ранил и пленил Соловья-разбойника. Неоднократное упоминание Чернигова в былинах и сказках об Илье Муромце неслучайно. Цикл былин об Илье Муромце складывался многими столетиями и по ходу времени обрастал все новыми и новыми эпизодами жизни и подвигов мифического персонажа. В первых былинах, составленных много веков назад, фигурируют названия только трех городов: Мурома, Чернигова, Киева. В первых же былинах описывается освобождение Чернигова от осады его босурманами, поездка Ильи Муромца из Чернигова на Киев через Брянские леса, в которых он пленил Соловья-разбойника. А Муром упоминается только как место рождения Ильи. Между тем, на половине пути от Чернигова до Киева, на старой Киевской дороге, есть село Моровск, которое упоминается в летописях как древнерусский город, имевший несколько названий: Муромск, Моравейск, Моривейск, Моравийск и, наконец, Моровск. От названия древнего города Муромск (ныне село Моровск) Илья мог вполне получить прозвище Муромец. Происхождение прозвища «Муромец» могло быть связано только с двумя городами: или с Муромом, который находился далеко от Чернигова, дальше современной Москвы, или с Муромском на землях Черниговского княжества. Некоторые полагают, что обнаруженные в кургане «Гульбище» останки — это останки богатыря, послужившего праобразом былинного богатыря Святогора, тело которого с трудом вынашивает мать-сыра земля. Этот Великий богатырь был ярко описан в Славянском эпосе, в т.ч. в былине об Илье Муромце. Конечно, там его размеры и сила преувеличены, но человек-великан на самом деле ходил по земле русской. К КРОСНЯТА — карлики у кашубов; живут в подпольях избы, хлева или сарая. Кроснята подменивают по ночам некрещеных младенцев, и потому если есть в семье карло, то обыкновенно думают, что кроснята похитили у родителей их настоящего ребенка, а взамен положили в люльку своего. Л ЛАЗАВИКИ (одноглазые старички) — карлики, живущие в болотах; ростом не более ноготка, с аршинною бородою и кнутом в семь саженей. Когда они расхаживают по трясине, глаза их сверкают как огоньки. ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ — великан; «стоит великолюд да сосновою колодою загоняет овец в хлев; ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз». ЛЫБЕДЬ (Белая лебедь) — в восточнославянской мифологии сестра трех братьев — родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива. Древнерусское предание о происхождении полян (в «Повести временных лет») родственно мифологическому сюжету, в котором участвуют три брата и сестра: в русской сказке — богатырша Белая лебедь, владелица живой воды и молодильных яблок, за которыми посланы братья; ее имя могло быть преобразовано из первоначального под влиянием мифологического мотива превращения богатырши в птицу. ЛЮДВИКИ — карлики, обитающие в горных пропастях, питаются яствами, приготовленными из чистой меди, серебра и золота. ЛЮДКИ (пикулики) — у лужичан карлики называются людками, т.е. маленькими людьми; это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах. Людки — искусные музыканты, любят танцы и являются на сельские празднества. У словаков их называют пикулики — мужички ростом с палец, но весьма сильные, поселяются на людских дворах — в какой-нибудь норе, приносят своему хозяину золото, деньги, хлеб и даруют его лошадям здоровье и сытость. М МАРУХИ — беспокойные домовые карлики, занимающиеся пряжею. МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК (мизинчик, корочун, мужичок-с-кулачок, пальчик, Покатигорошек, мужичок-с-ноготок, сам-с-перст) — мифический образ; нежное и прекрасное существо, по свидетельству русской сказки он нарождается на свет от случайно отрубленного пальца его матери (т.е. под ударом Перунова меча облачная жена теряет свой палец). Если Мизинчик и подвергается разным опасностям ради своей ничтожной величины, то вследствие той же особенности, а также вследствие своей догадливости и лукавства всегда ловко выпутывается из беды. На Руси ему присваивается имя корочуна. В одной из сказок его называют Покатигорошек, потому что он рождается от горошины, как плод от семени (мать его, увидев горошинку, проглотила ее и сделалась беременной). Длиннобородый карлик в русских сказках называется мужичок-с-ноготок, борода-с-локоток, или сам-с-перст, борода-на-семь-верст. МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ — мифологизированный пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля». Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда и сословного статуса. В былинах крестьянин Микула Селянинович посрамляет князя с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не могут вытащить оставленный им в земле сошник и т.д. Русский богатырь Святогор тянет суму переметную, брошенную Микулой Селяниновичем. МОРОЗ-ТРЕСКУН (Студенец) — великан, который входит в чугунную, докрасна накаленную баню, в одном углу дунул, в другом плюнул, гладь — уже везде иней да сосульки висят! Н НЕЗНАЙКО — богатырь русской сказки Незнайко точит кровь из задней ноги своего чудесного коня, окропляет ею опустошенный сад, и где только падали кровяные капли — там вырастают роскошные цветы и деревья: эпизод, по своему значению совершенно тождественный с преданием, будто богатырские кони ударом своих копыт выбивают источники живой воды. В другом эпизоде Незнайко, преследуемый злою мачехою, должен удалиться из-под родной кровли и скрыть на время свои золотые кудри, молодость и красоту под бычачьими пузырем и шкурою (т.е. солнце заволакивается зимою туманами и облаками), но когда срок испытания окончится, юноша во всем блеске своей красоты вступает в благословенный союз с прекрасною царевною-Землею. НОКОТЬ — длиннобородый карлик, существо демоническое; злоба, хищность и жадность — его отличительные черты. Поселяется в болотах — там же, где обитают нечистые. До сих пор существует выражение: «Нокоть те дери!». О ОБЪЕДАЛО — великан, который разом пожирает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами и все кричит: мало! ОПИВАЛО — великан, которому целое озеро на один глоток станет; опорожнить сорок огромных бочек вина — для него сущая безделица! П ПОЛКАН — богатырь чудного телосложения. Он до половины был муж, а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражался стрелами. Он охранял солнечных коней Святовида, коней богов солнца или бога-громовержца. ПОПЕЛ (Пепел) — легендарный князь, изгнанный за неправедность своими соперниками из рода Котышки и заеденный мышами. В восточнославянской сказке Иван Попялов двенадцать лет лежал в пепле, затем, стряхнув с себя шесть пудов пепла, убил «змеиху», а пепел ее рассыпал. Змееборец превращается в кота, подслушивая разговор змеихи с ее дочерьми. С СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ — отождествляется с исполином-громовником, обитающим в святых горах, т.е. тучах. Сила его — необычайная. Самому громовнику не всегда совладать с этим богатырем титанической породы. Святогор известен как богатырь русского былинного эпоса, который выступает в некоторых встречах с Ильей Муромцем. Святогора в былинном эпосе представляют огромным великаном, «выше леса стоячего». Его тело с трудом вынашивает мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а проживает на высоких Святых горах. Если Святогор пускается в дорогу, то мать-сыра земля сотрясается — леса колышутся и реки выливаются из берегов. Действительно, раскопки кургана «Гульбище» (Чернигов) показали, что на Руси был какой-то великан-богатырь, которого пытаются отождествить со Святогором или Ильей Муромцем — см. выше Илья Муромец. СКОРОХОД — великан, который на одной ноге идет, а другая к уху подвязана; если же захочет воспользоваться обеими ногами, то за один шаг весь свет перешагнет. СТРЕЛОК — великан, который на тысячу верст так метко попадает в цель, что ему ни по чем попасть в глаз мухи. У УСЫНЯ (Усыныч, Усынка, Крутиус) — великан, охраняющий проход в пепельное царство; персонаж русских сказок, сопоставим с образом дракона или змея, запруживающего воды своими «плечами». Слово «усы» предположительно является переносом названия плеча. Усыня «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут. сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат». Ц ЦАРЬ-ДЕВИЦА (Царевна-золотая коса, Марья Моревна, Ненаглядная Красота) — дочь Морского царя. Царь-девица — красоты неописанной, силы непомерной, и тешится вместе с своим воинством из храбрых дев богатырскими играми и подвигами. В одном из списков русской сказки ее называют Лебедью. Ч ЧУДОВИЩЕ — исполин, владыка небесных источников и лесов. ЧУТКОЙ — великан, у которого слух так тонок, что он слышит, как трава растет; прилегая ухом к земле, он узнает, что на том свете делается. Русский героический эпос. Былины. Герои былин. Русские богатыри. Богатыри являются главными персонажами былин. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой-богатырь сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер. Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович). Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир. Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные. В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов. В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика былин иная, чем в сказках. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал: «Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа». В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко». В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, поло́н женщин и детей, разграбление богатств. Позднее, в XIII–XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли. Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада. Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города. Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель». Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз Новгороду». Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой. Былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен. Наши русские богатыри Вторая половина XIX века и весь XX век прошел под знаком русских богатырей. Ни одна страна не выдала на-гора столько силачей, как Российская империя. Вот наиболее известные из них: Капитан фрегата «Рафаил» Василий Лукин, герой Афонского сражения во время войны России и Турции, словно в пластилин вдавливал одним пальцем гвозди в корабельную стену и мог на вытянутой руке полчаса держать пудовое пушечное ядро. В одной из драк с английскими моряками кулаком зашиб насмерть шестерых бриттов! «Русский Самсон» Александр Засс, уроженец Саранска, не был похож на классического силача, т.к. от природы не был наделен высоченным ростом и огромным весом – 167,5 см и 80 кг соответственно, а бицепсы в сравнении с «шарами» миляги Шварценеггера и вовсе выглядели подростковыми – 41 см. Однако обладатель таких скромных антропометрических данных по праву считался самым сильным человеком своего времени. На глазах толпы зевак, через «Самсона», распластавшегося на булыжной мостовой, переезжал груженный углем грузовик (любимый номер силача). Он запросто поднимал зубами железную балку-коромысло, на концах которой сидели два дюжих ассистента (общий вес «конструкции» – 265 кг), носил по арене цирка пианино с пианисткой и танцовщицей, выплясывающей на крышке. Известен замечательный случай, который приключился с ним во время Первой мировой войны. Александр, служивший в кавалерийском полку, возвращался из разведки. За 500 метров до русских позиций австрийская пуля ранила его коня. Разведчик и не подумал бросать боевого товарища, а, взвалив его вместе со сбруей себе на плечи, марш-броском по пересеченной местности внес того в расположение своего полка. Петр Крылов – «король гирь» – выжимал левой рукой 114,6 кг и гнул на плечах рельсы. Григорий Кащеев на представлениях поднимал на пояс 640-килограммовую балку. Волжанин Никандр Вахтуров, ученик великого Ивана Поддубного, перебрасывал 32-килограммовую гирю через железнодорожный вагон. О нем писали: «По силе даже не сверхчеловек, а ихтиозавр, и притом крутит двойные пируэты». На борцовском ринге буквально давил всмятку противника. Список русских силачей можно продолжать до бесконечности. То был ренессанс русских витязей. ПОДДУБНЫЙ — ЧЕМПИОН ЧЕМПИОНОВ С именем Ивана Максимовича Поддубного (1871 — 1949) связана целая эпоха в истории отечественного и мирового спорта. В 1903 году Поддубный стал выдающимся специалистом французской борьбы. Обладая огромной силой, он в 1905 году в Париже завоевал титул чемпиона мира среди борцов-профессионалов. На протяжении многих лет он подтверждал это звание. 33 года подряд никому не уступал Поддубный пояса чемпиона мира по борьбе. Представляя публике Поддубного, арбитры торжественно провозглашали: «Для участия в чемпионате прибыл чемпион чемпионов мира Иван Максимович Поддубный». Под гром аплодисментов на манеж выходил русский богатырь в черном борцовском трико. Иван Поддубный — и этим все сказано! 45 лет жизни он провел на борцовском ковре. В 56 лет он в последний раз стал абсолютным чемпионом мира по борьбе среди профессионалов. Иван Поддубный покинул цирковую арену в возрасте 70 лет по настоянию врачей. ФЕНОМЕН ИВАНА ЗАИКИНА Русский богатырь Иван Заикин (1880 — 1948) демонстрировал свою феноменальную силу на аренах цирка. Вот как проходило одно из его выступлений. Десять человек выносят на арену цирка морской якорь весом 25 пудов. Затем выходит атлет Иван Заикин, легко вскидывает на плечи якорь и прохаживается с ним по кругу арены. Другой силовой номер, более сложный и тяжелый: ассистенты укладывали рельс или двутавровую балку на плечи Ивана как коромысло. Затем на каждом конце рельса повисали по 10—15 человек. Вскоре на рельсе появлялся большой прогиб. В одном из музеев Парижа до сих пор хранится «подарок» Ивана Заикина: согнутый им в кольцо рельс. ОДИН ПРОТИВ 22 Известный русский атлет Иван Шемякин (1879 — 1953) провел единственный в своем роде матч с 22 борцами-любителями с гарантией, что с каждым будет бороться не более одной минуты. Матч проводился в один вечер без отдыха и перерыва. Иван Шемякин провел на ковре 22 схватки за 18 минут 48 секунд, положив всех на лопатки и затратив на каждого менее одной минуты. «КОРОЛЬ ГИРЬ» Русский атлет Петр Крылов (1871 — 1933), которого называли королем гирь, был невысокого роста, но рельеф и объем его мускулатуры поражали воображение. Выполняя уникальные трюки, Петр весело переговаривался со зрителями. На специальной платформе поднимал лошадь с всадником. Затем на платформе размещались два десятка человек. Силач, надев на плечи лямки, поднимал и этот колоссальный груз. Потом ударом кулака разбивал несколько крупных булыжников, ломал подковы. БОГАТЫРЬ ЯКУБА ЧЕХОВСКИЙ Одно из почетных мест в истории русской тяжелой атлетики по достоинству занимает имя атлета Якубы Чеховского. Еще в гимназические годы Якуба поражал сверстников и учителей своей исключительной силой. Позднее борец-богатырь победоносно выступал в многочисленных чемпионатах по французской борьбе. Но наибольшего успеха Чеховский добился в силовых упражнениях с живым весом, где ему поистине не было равных. Так, через могучую грудь атлета проезжали три грузовых автомобиля с публикой, на его плечах 40 человек сгибали двутавровую балку или шестидюймовый рельс. Делая «мост», он держал на себе 10 человек, на его грудь клали помост, на котором размещался духовой оркестр из 30 музыкантов. Он подбрасывал вверх шесть двухпудовых гирь и ловил их на грудь. Чеховский продемонстрировал сенсационный силовой номер: он пронес по кругу на одной вытянутой вверх руке шесть солдат гвардейского полка, за что был награжден почетным «золотым поясом». Этот силовой номер до сих пор не удалось повторить ни одному атлету в мире. В начале 1920-х годов Якуба Чеховский руководил спортом в Петроградском военном округе. Последние годы жизни Я.Чеховский находился на заслуженном отдыхе, будучи персональным пенсионером. Умер он в 1941 году в Ленинграде. Уместно привести физические данные атлета: рост — 180 сантиметров, вес — 125 килограммов, объем груди — 138 сантиметров, шеи — 52 сантиметра, бицепсов — 50 сантиметров. СТАВИЛ СВАИ ДЛЯ ПЛОТИНЫ В прошлом веке на Волге был известен своей необыкновенной силой бурлак Никита Ломовский. В Астрахани он ставил сваи для плотины и один забивал их чугунной бабой, которую едва поднимали восемь человек. «ЖЕЛЕЗНЫЙ САМСОН» Несколько десятилетий с цирковых афиш не сходило имя атлета Александра Засса, выступавшего под псевдонимом Самсон. Вот, например, текст афиши русского силача Самсона во время выступлений в Англии: «Самсон предлагает 25 фунтов стерлингов тому, кто собьет его с ног ударом кулака в живот. Разрешается принимать участие боксерам-профессионалам. Приз 5 фунтов стерлингов дается тому, кто согнет в подкову железный стержень». Известный английский боксер, испробовавший свою силу во время выступления Самсона, повредил о его брюшной пресс кисть руки. А стержень, о котором шла речь, представлял собой внушительный прут квадратного сечения толщиной 1,3 сантиметра и длиной четверть метра. Кроме Самсона никому не удавалось даже слегка согнуть такой прут. В 1938 году в английском городе Шеффилде на глазах собравшейся толпы груженный углем грузовик переезжал человека, распластавшегося на булыжной мостовой. Люди вскрикнули от ужаса, но в следующую секунду раздались возгласы: «Ура Самсону!», «Сива русскому Самсону!» Репертуар силовых номеров Александра Засса был разнообразен. Например, он носил по манежу пианино игравшим на нем музыкантом и танцовщицей. Общий вес его ноши составлял около 700 килограммов. «Железный Самсон» ловил руками 30-килограммовое ядро, которое выстреливалось из цирковой пушки с расстояния 8 метров, отрывал от пола удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами. На платформе поднимал два десятка человек, лежа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом 500 килограммов. На плечах Засс на специальном коромысле носил по арене двух львов. ПЛЕЧОМ ПОДТОЛКНУЛ ПАРОВОЗ На Пермь-Тюменской железной дороге вышел из строя паровоз, который не мог двинуться ни назад, ни вперед. В связи с этим одна из пермских газет сообщила о том, что 10 июля 1905 года местный атлет Федор Весов сдвинул плечом паровоз товарно-пассажирского поезда на перегоне Шайтанка — Анатольская (паровоз номер 456). Это случилось на 355-й версте. ОДНИМ МИЗИНЦЕМ Русский атлет Николай Турбас показывал удивительный силовой номер: одним мизинцем он поднимал с пола до колена троих взрослых мужчин, связанных полотенцем. ПОБЕДИТЕЛЬ ЛЬВОВ В июле 1907 года украинский богатырь, цирковой борец Терентий Корень дал на арене цирка американского города Чикаго необычное представление. Он спокойно вошел в клетку с огромным львом. Хищник стремительно бросился на человека. Когти и клыки «царя зверей» впились в тело атлета. Но Терентий Корень, превозмогая нечеловеческую боль, мощным рывком поднял льва над головой и с огромной силой швырнул на песок. Через несколько секунд лев был мертв, а Терентий Корень завоевал единственную в своем роде награду — большую золотую медаль с надписью «Победителю львов». УБИЛ БЫКА УДАРОМ КУЛАКА Русский атлет Павел Касьянов, выступая на арене мадридского цирка, дал согласие выйти на единоборство с быком без шпаги и мулеты. В присутствии тысячи зрителей Павел, улучив момент, одним ударом кулака убил разъяренного быка. САЛЬТО С ГИРЯМИ Вильяме Моор-Знаменский (1877 — 1928), русский профессиональный атлет, исполнял рекордные силовые номера. Например, он делал сальто с двухпудовыми гирями в каждой руке. Выжимал правой рукой две двухпудовые гири, поставив их одну на другую. ЧЕЛОВЕК — «ПОДЪЕМНЫЙ КРАН» У бывшего работника Ярославского резинового комбината Александра Владимировича Гликина профессия называлась просто: силач. Не раз он спасал заводы и фабрики от длительных простоев и крупных убытков. По личному предложению Серго Орджоникидзе его направляли для работы на особенно важные предприятия, которые строились и реконструировались в 1930-е годы. Трудно представить, что человек поднимает с земли груз в одну тонну, носит на плечах до 40 пудов, передвигает, тяжести до пяти тонн, заменяет один целую бригаду такелажников. А вот что тогда написала о нем многотиражка «Красного путиловца»: «Многие рабочие завода никогда не забудут такого исключительного случая. Недавно в сталелитейном цехе был сломан подъемный кран, который передвигал формы для отливки стали. Каждая половина такой формы весит одну тонну. Было всего 11 тонн. Положение критическое, в цехе большой прорыв. Кто же может поднять такую тяжесть, кроме подъемного крана? Оказалось, что может и не подъемный кран, а… человек. Пригласили Гликина. Через два часа формы были перенесены». ДВУХПУДОВАЯ «ИГРУШКА» В 1948 году в СССР был объявлен всесоюзный конкурс силачей. Условия конкурса были очень просты. В нем мог участвовать каждый гражданин, достигший 18 лет. Победителем должен был стать тот, кто поднял бы двухпудовую гирю над собой на вытянутой руке наибольшее число раз. Черноморец Анатолий Протопопов установил фантастический рекорд, подняв гирю 1002 раза. ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОН МИРА Григорий Новак (1919 — 1980) был первым советским спортсменом, ставшим чемпионом мира по тяжелой атлетике. Чемпион Европы (1947), восьмикратный чемпион Советского Союза (1940 — 1951) Новак установил 23 рекорда мира и 86 рекордов СССР. Заслуженный мастер спорта СССР и… заслуженный артист СССР. ПИРАМИДА ДИКУЛЯ Валентин Иванович Дикуль (род. 1947) — выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине — автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича. МОГУЧИЙ РЫВОК 22 июня 1992 года рабочий Ливенского агрегатного завода (Орловская область) Александр Симахин (род. 1954) установил необычный рекорд на празднике города. За 2 часа 40 минут он совершил рывок пудовой гири 3130 раз. Вес рекордсмена — 87 килограммов 100 граммов. ПОБЕЖДАЯ СЕБЯ 1 мая 1990 года 43-летний шахтер воркутинской шахты «Воргашорская» Виктор Таланцев в присутствии компетентной спортивной комиссии поднял пудовую гирю рывком — по спортивным правилам — 2500 раз (попеременно правой и левой рукой). При этом гиря ни разу не коснулась земли. На установление рекорда ушло 2 часа 48 минут. Регистрация достижения проводилась на открытом воздухе при температуре +2 градуса Цельсия. Виктор начал заниматься спортом (с бега трусцой), когда ему исполнилось 33 года, а гиревым спортом он увлекся всего за три года до своего рекорда. Рост Виктора 170 сантиметров при весе 70 килограммов. 15 марта 1992 года В.Таланцев побил свой же рекорд: он поднял пудовую гирю рывком ЗОЮ раз за 3 часа 15 минут. Так гиревик отметил свое 45-летие. СДВИНУЛ ТРАКТОР И ГРУЗОВИК Геннадий Иванович Иванов — русский богатырь из города Опочка Псковской области (рост 184 сантиметра, вес 138 килограммов) в 33 года 22 октября 1989 года на стадионе «Торпедо» в Москве стронул с места трактор К-750 «Кировец» в сцепке с автомашиной ЗИЛ-130 общим весом 18 тонн. 9 мая 1990 года стронул с места сцепленные вместе автобусы «Икарус» и ЛАЗ, общий вес которых — 21 тонна. На специально изготовленной конструкции оторвал платформу, на которой было 11 человек общим весом 833 килограмма и прошел с этим весом восемь шагов. Кроме того, Геннадий исполняет и другие силовые номера: разрывает колоду карт на восемь частей, сгибает гвозди и т. д. 38 ТОНН ИЗ РУКИ В РУКУ Ветеран спорта из карельского города Беломорска В.Ефимов избрал своеобразную форму протеста против слабого развития физкультуры в республике. Летом 1991 года он взялся перебрасывать на время ядро весом 2,5 килограмма из одной руки в другую. За один час рекордсмен сделал 15 тысяч 350 бросков, «переметав» таким образом 38 тонн металла. В ШТАНГЕ — ПОЛТОРЫ ТОННЫ Анатолий Иванович Самодумов — силач из города Серпухова Московской области в марте 1990 года отрывал от земли штангу весом более полутора тонн. Тогда ему было 52 года. Его рост 164 сантиметра, вес 70 килограммов. ЖЕНЩИНА СДВИГАЕТ АВТОБУС Лидия Николаевна Рыбакова — супруга А. И. Самодумова (ее вес — 68 килограммов). Способом мужа она отрывала от земли 900 килограммов. 4 марта 1990 года, в возрасте 33 лет, стронула с места автобус ЛАЗ с 48 пассажирами в салоне общим весом 10 тонн 850 килограммов. «КОРОЛЬ ГВОЗДЕЙ» 40-летний Иван Вениаминович Шутов из Ижевска по праву считается наследником знаменитого Самсона. Его еще иногда называют «человеком с железными руками». В течение 12 лет он выступал в цирке как профессиональный силовой артист. Исполнял уникальные силовые номера с гвоздями, за что его прозвали «королем гвоздей». Из 200-миллиметровых гвоздей он, например, вяжет… морские узлы, ладонью забивает гвозди. «Король гвоздей» поднимает мизинцем гирю весом 64 килограмма, жонглирует тяжелыми гирями и штангой, свободно сгибает в дугу лом, рвет железные цепи. На смену былым богатырям пришли новые русские богатыри. Имена олимпийских чемпионов – штангистов-супертяжей Власова, Жаботинского, Алексеева, Чимеркина во всем мире хорошо известны. Вместе они установили более 150 мировых рекордов! Под стать мужчинам и наши красавицы-славянки, о которых поэт писал «в горящую избу войдут, коня на скаку остановят». САМОЛЕТ ВЕДЕТ НА ПОВОДКЕ 20-летняя Светлана Гаврилина из Серпухова в декабре 1991 года сдвинула 40-тонный Ту-134 в аэропорту Шереметьево. Самолет, который Света тянула за привязанный к переднему шасси «поводок», сдвинулся сначала на 10 сантиметров, потом на 20, потом на метр… До своего рекорда Светлана семь лет занималась… балетом. Рост ее 164 сантиметра, вес 56 килограммов. От балетного станка к штанге ее привела встреча с серпуховскими тяжелоатлетами Анатолием Самодумовым и Лидией Рыбаковой. Через полгода тренировок Света уже уверенно поднимала на поясе 500 килограммов, через год — закрепленный на поясе гриф, на котором сидели 7 взрослых человек. Подросток Варя Акулова отрывала от земли штангу весом в 350 кг. Лидия Рыбакова при собственном весе 68 кг в 1990 году столкнула с места и протащила по дороге несколько десятков метров автобус с пассажирами (10 тонн 850 кг)! А Светлана Гаврилина из Серпухова 20-ти лет от роду при росте 164 см и весе 56 кг сдвинула с места 40-тонный Ту-334. В общем, племянник на вздохи дяди из «Бородино» о былом может с полным правом утверждать, что и сегодня не оскудела земля наша на силу богатырскую. Реальные богатыри былых времен Сила почиталась во все времена у всех народов. Сказания, саги и мифы повествовали о великих силачах, богатырях, атлетах. Мифология античного мира богата именами исполинов: Геракл, Ахилл, Тесей… Русские былины сохранили предания о богатырях, вырывавших с корнем из земли столетние дубы. В истории известно о многих совершенно реальных силачах. Жил, например, в VI веке до н. э. эллинский атлет Милон из города Кротона. Он был непобедим в силовых упражнениях и борьбе в течение двадцати лет, шесть раз завоевывал венок абсолютного победителя Олимпийских игр. Милон взваливал на плечи быка и обносил его вокруг арены стадиона. Становился на скользкий диск, смазанный салом или маслом, и никто из зрителей не мог его столкнуть. Бросал на шесть метров камень весом 136 килограммов. Колесницу, в которой сидели шесть человек, поднимал на голову и носил по арене. А самый удивительный трюк оставлял напоследок. Милон сжимал в ладони спелый гранат, и предлагал желающим его вынуть. Это никому не удавалось. Тогда он разжимал руку, и оказывалось, что гранат совершенно цел и даже не помят: напрягая мышцы пальцев, атлет умел одновременно расслаблять мышцы ладони. Гибель Милона Кротонского была трагической. Отправившись в лес за дровами для старенькой матери, он забил клинья в щель толстого ствола и руками попытался разорвать его надвое. Но клинья, освободившись, упали на землю, и дерево зажало пальцы. С годами сила оставляет даже чемпионов… Не сумев освободить рук, атлет оказался прикованным к стволу, и его, беспомощного, растерзали дикие звери. Милон Кротонский написал научный трактат “Физика”, а также прославился как певец. Гармония тела и души – куда более привлекательный идеал, чем тупая бессмысленная сила или ограниченная ученость книжного сухаря. Известный всем со школы Пифагор был еще и прекрасным кулачным бойцом. Обладателями высших наград за спортивную доблесть были знаменитые философы Платон и Сократ, поэты Софокл и Еврипид. В древних сказаниях легендарных силачей наделяли честностью, благородством, умом. Великаны, циклопы и прочие персонажи, олицетворяющие тупую силу, восхищения не вызывали – их побеждали хитростью. Знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор был олимпийским чемпионом по панкратиону – виду спорта, подобие которого сейчас называется «бои без правил». В отличие от современных боев без правил, в панкратионе на кисти рук крепили ремнями массивные выпуклые медные накладки, которые позволяли наносить кулаками смертельные удары. Существует расхожее предание, что после доказательства своей знаменитой теоремы он принес в жертву богам 100 быков. Это предание ложно, потому что Пифагор был убежденным противником приношений в жертву животных. Однажды во время выступления Петра Крылова – русского силача конца XIX века – некий господин в чиновничьей фуражке заявил: – “Не понимаю, как можно приветствовать в наш просвещенный век грубую силу. Это просто бык какой-то!” Остановив рукой оркестр, Крылов произнес: – “Господа, вот этот господин говорит, что — я бык… Хотя я — человек интеллигентный, но работаю на арене, потому что люблю силу… А в общем, я нахожу, что лучше быть сильным быком, нежели слабым ослом, хотя бы и в чиновничьей фуражке, как сей субъект”. Публика разразилась бешеными аплодисментами. В итоге все вылилось в скандал и составление протокола. Впрочем, Крылов сам признавал, что интересовался в жизни лишь силой. Еще учась в гимназии, он плохо понимал, зачем нужна латынь мальчику с его мускулами. А позже, общаясь с поклонницами, только и показывал им свои мускулы да спрашивал: “Сколько вы выжимаете?” А посмотрев на знаменитого клоуна Владимира Дурова, пришел к выводу: “Хороший артист, но в общем ничего не стоит, так как моей штанги поднять не может”. С другой стороны, эти его признания говорят об отличной самоиронии. Петр Крылов умел относиться с юмором к разным жизненным ситуациям. Исполняя свои номера в цирке, постоянно разговаривал с публикой, которая находила его речи чрезвычайно убедительными. Например, перед тем как разбить кулаком камень, Крылов обращался к зрителям с такими словами: “Господа, если вы думаете, что в этом номере есть фальшь, то могу разбить этот камень на голове любого желающего из публики… Милости прошу желающих — на арену”. Желающих не находилось… В отличие от Крылова, который окончил гимназию и получил образование штурмана, многие артисты-атлеты конца XIX – начала XX века выходили из рабоче-крестьянской среды и до прихода в цирк работали грузчиками, молотобойцами – в общем, осваивали профессии, требовавшие незаурядной физической силы. К таким артистам относится и Иван Заикин. Крестьянский сын, выросший в нищете, с двенадцати лет вынужденный зарабатывать себе на жизнь, стал гордостью России. О его богатырской силе слагали легенды: в день своего бенефиса он взвалил на плечи двадцатипятипудовый якорь и под звуки оркестра проделал с ним полный круг по арене. Здание цирка содрогнулось, когда атлет сбросил якорь. Он вязал узлы из полосового железа, рвал цепи, гнул рельсы, ломал телеграфные столбы, пальцем вдавливал гвозди в доски… Держал растяжку двух пар лошадей и двух пар верблюдов, поднимал легковой автомобиль, и задние колеса его бешено вращались в воздухе. Газеты с восторгом писали о “Заикинской карусели”. На плечи силача укладывался рельс, на концах которого его повисало по полтора-два десятка зрителей. Под звуки марша Заикин проносил их вокруг арены, а затем кружил. Иван Заикин выступал и в качестве циркового борца. Он считался учеником знаменитого Ивана Поддубного. Однако борцовскими чемпионатами в то время управляли не столько сила и умение, сколько коммерция. Договорные матчи стали самым обычным делом, о честной борьбе говорить не приходилось. Не желая идти против своей совести, Иван Михайлович стал работать с железом. В Москве, в цирке Труцци, Иван Заикин был официально коронован как “король железа” и “единственный в России атлет”. О популярности Заикина свидетельствует и то, что в провинции нередко то тут, то там, объявлялись самозваные Заикины. Их развелось так много, что подлинный Заикин был вынужден время от времени выступать в печати с разоблачениями. Иван Заикин был известен не только как артист, но и как авиатор. Вместе с Уточкиным, Мациевичем, Ефимовым, Поповым, Васильевым, Россинским он стоял у истоков русской авиации, прокладывал в небе России первые трассы, совершал на хрупких “этажерках” полеты, поражавшие современников. Всех смельчаков того времени, обретавших крылья и становившихся покорителями неба, знали поименно. Со многими известными людьми – Горьким и Алексеем Толстым, Куприным и Шаляпиным, Поддубным и поэтом-авиатором Василием Каменским – Ивана Михайловича Заикина связывали дружеские отношения. Архив Заикина хранит десятки писем его выдающихся современников, отдавших дань уважения русскому богатырю. Популярность его была поистине вселенской. Кто-то оказался в цирке случайно, а кто-то готовился к этому с малолетства. Александр Засс, прозванный впоследствии Железным Самсоном, попав ребенком на цирковое представление, загорелся его духом. Особое восхищение внушили ему выступления силача Вани Пуда. Дома Шура попытался повторить некоторые из его трюков: попробовал поднять зубами кухонный табурет, сдвинуть с места тяжеленную бадью в подвале… Ничего не вышло. Однако мальчик не бросал своих попыток и изо дня в день боролся с тяжелой бадьей. Хотя она по-прежнему не двигалась с места, Шура стал замечать удивительные вещи: тяжелое седло, которое он раньше едва мог протащить через конюшню, стало легче. Полегчали и мешки с зерном. Позже Александр Засс создаст собственную систему тренировок, в которых упражнения на сокращение мышц сочетаются с неподвижными изометрическими нагрузками. Он одним из первых заметил пользу таких нагрузок для увеличения силы. Вроде бы бесполезная попытка согнуть стальной прут на самом деле может очень много дать. А пока за неимением железных прутьев Шура гнул толстые ветви тополя, мастерил из камней и палок все более тяжелые штанги, ловил на лету полупудовый булыжник… Потом он станет ловить вылетающее из пушки девяностокилограммовое ядро, а после ядро заменят живым человеком. Для такого трюка нужна особая ответственность – ведь можешь пострадать и ты, и партнер. Первый выход Засса на арену состоялся в двенадцать лет – он принял вызов Вани Пуда, обещавшего деньги тому, кто сможет согнуть железный прут. Зрители свистели, глядя, с каким отчаянным напряжением вцепился мальчишка в прут… Но тут на арену вылез какой-то бородач и, осмотрев его, объявил: “Мальчик согнул прут!” Действительно, был небольшой изгиб. Что тут началось… Великий силач оказался ниспровергнут. Правда, как потом признался Шуре бородач, цирковой атлет Кучкин, прут все-таки немного подкрутил он сам. Но сделал это, потому что поверил: однажды мальчик сможет. Впоследствии Засс смог и это, и многое другое. Александр ложился на спину, а на груди у него размещалась специальная платформа, вмещавшая до десяти человек. Позже этот номер был усовершенствован. Атлет ложился уже не на пол, а на борону с острыми гвоздями, удерживая при этом на груди огромный камень. Мышцы спины напрягались до такой степени, что в них не входил острый гвоздь. А еще позже двое здоровенных парней стали разбивать молотками лежащий на груди атлета камень – этот номер назывался “Чертовой кузницей”. В зубах Засс удерживал специальное приспособление с платформой, на которую садились два самых тяжелых борца или устанавливалось пианино. При этом он цеплялся ногами за кольца и вместе с платформой поднимался под самый купол цирка. Номер был особенно эффектным, когда вместе с пианино ввысь взмывала пианистка, исполнявшая бравурный марш. Сенсационным номером стала “растяжка с двумя лошадьми”. Засс держал за упряжь двух коней, которых конюхи нахлестывали бичами, направляя в противоположные стороны. Те рвались, стремились пуститься вскачь. Помощники убегали, и на арене начиналось единоборство атлета с лошадьми. Казалось, взбешенные кони разорвут человека… Но нет! Александр Засс стоит прочно, и скакуны замирают, покоряясь его воле. Что касается прутьев, то он усложнил номер: стал не просто сгибать стальной стержень, а завязывать его затейливым узором. Толстая железная полоса превращалась в орнаментальное украшение. При этом удивительно, что Засс, в отличие от большинства атлетов, поражающих своим внешним видом, весил всего около восьмидесяти килограммов! Он выступал и в качестве циркового борца, смотрясь на их фоне далеко не впечатляюще, но, тем не менее, побеждая тех, кто был намного крупнее. Первостепенным в своих тренировках Александр считал развитие сухожилий – шнуроподобных эластичных образований, при помощи которых мышцы прикрепляются к костям. “Я не верю в развитие мускулов, если рядом с ними нет настоящей большой силы сухожилий”, – писал Александр Засс. Он делал упражнения и на развитие мышечной массы, но больше для того, чтобы привести себя в “товарный вид” для выступления в цирке. Любопытно, что этот выдающийся атлет не мог совершить, на первый взгляд, простой трюк – сломать спичку, зажатую между большим и указательным пальцем. По его признанию, ему удалось сделать это всего один раз. В советские годы среди крупнейших артистов-атлетов были в 30-40-е годы силовые жонглеры братья Нелипович, в 40-60-е – Жеребцов, Херц, в 50-70-е – Новак, с 1970-х – Дикуль, Анохин и др. Григорий Новак пришел на цирковой манеж из большого спорта, где уже добился значительных успехов. Но громкого спортивного имени для цирка было недостаточно. Григорию пришлось доказывать и себе, и другим, что он еще и артист. Для выступления в цирке необходим кураж, и его-то у Новака было с избытком. Он не был похож на своих предшественников. Скажем, знаменитый силач Николай Жеребцов вез на манеже расписную подводу с двадцатью седоками, вращал двенадцать человек на карусели, установленной у него на груди, поднимал платформу с двумя быками. А реквизитом Новака стали спортивные снаряды – гири и штанга – плюс акробатика. Известно, что штангист, легко поднимающий полтораста килограммов, не всегда удержит в стойке партнера, весящего в два, а то и в три раза меньше, если не знает акробатики. В манеже Григорий показывал уникальный трюк — держал своего партнера на вытянутой руке, приседая, брал двухпудовую гирю и попеременно выжимал то ее, то партнера. Силачи известны с давних времен. Все они разные, не похожие друг на друга. У каждого разные трюки и разный характер. Но объединяет известных атлетов одно – это люди незаурядные, вызывающие восхищение и способные служить образцом для подражания. Богатырская сила, ум, честность, благородство – ценности, не утрачивающие значения во все времена. Учимся на богатыря.              >