Церковные награды и внешние знаки отличия духовенства

Реклама
Раздел: ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ 5-я страница ЦЕРКОВНЫЕ НАГРАДЫ И ВНЕШНИЕ ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ДУХОВЕНСТВА Духовное руководство воистину утвердившимся в святой православной вере: 1400 церковных советов православным — вопросы верующих и ответы святых праведников. Награды Русской Православной Церкви являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием — в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах. Положение о наградах было утверждено на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года. Награды существуют двух видов: общецерковные и иерархические. А. Внебогослужебные (общецерковные) награды Русской Православной Церкви К ним относятся ордена, медали и грамоты. Большинство внебогослужебных церковных наград учреждено в XX веке. 1. Ордена Русской Православной Церкви: — орден святого Апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой; учрежден 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси и является высшей наградой Русской Православной Церкви, которым награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства; знак ордена носится на ленте в верхней части груди под алмазной звездой ордена, все остальные ордена носятся ниже. — орден святого равноапостольного князя Владимира, трех степеней; учрежден в 1957 года в ознаменование 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; орденом награждаются Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей, архиереи и клирики Русской Православной Церкви за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Русской Православной Церковью, а также церковные и общественные деятели за полезные труды на благо Православия; этим орденом награждаются и различные церковные организации — епархии, монастыри, Духовные учебные заведения и др.; знак ордена I степени носится на ленте (в этом случае также вручается звезда ордена); — орден «Славы и Чести» со звездой ордена; учрежден 23 марта 2004 года; орденом награждаются главы государств и правительств, руководители международных и межправительственных организаций, Предстоятели Церквей и главы конфессий, выдающиеся государственные и общественные деятели за значительный вклад в межцерковное и межрелигиозное сотрудничество, в дело укрепления мира и дружбы между народами; знак ордена носится на ленте; — орден святителя Алексия, митрополита Московского, трех степеней; учрежден 23 марта 2004 года к 75-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; орденом награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей, а также духовные и светские лица за достижения во взаимодействии церковной и светской власти, направленном на поддержание согласия и гражданского мира в обществе; знак ордена I степени носится на ленте (в этом случае также вручается звезда ордена); — орден святого благоверного князя Даниила Московского, трех степеней; учрежден 28 декабря 1988 года; орденом награждаются как духовные, так и светские лица, много потрудившиеся для возрождения духовной жизни России; — орден преподобного Сергия Радонежского, трех степеней; учрежден 26 декабря 1978 года (новый дизайн утвержден 5 октября 1999 г.); орденом награждаются иерархи и клирики Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, а также представители инославных Церквей за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами; — орден преподобного Серафима Саровского, трех степеней; учрежден 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского; орденом награждаются иерархи, клирики, монашествующие, миряне за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность; — орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, трех степеней; учрежден 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, — прославленного миссионера, просветителя народов Сибири и Америки; орденом I степени награждаются Предстоятели и иерархи Русской Православной Церкви, Поместных Православных Церквей за миссионерское и просветительское служение, видные государственные и общественные деятели за оказание помощи в миссионерском служении; орденом II и III степени — иерархи, клирики и миряне за миссионерское и просветительское служение, в том числе за успешную работу и просветительскую деятельность в миссионерских отделах, Духовных учебных заведениях, средствах массовой информации, государственных и муниципальных образовательных учреждениях, за деятельность по реабилитации пострадавших от тоталитарных сект; — орден святой равноапостольной княгини Ольги, трех степеней; учрежден 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси; орденом награждаются женщины за заслуги на различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних; этим орденом награждаются настоятельницы монастырей и церковные работницы на ниве духовного просвещения; — орден святителя Макария, митрополита Московского, трех степеней; учрежден 17 июня 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; орденом награждаются церковные и светские лица за значительный личный научный и организационный вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения; — орден святого благоверного князя Димитрия Донского, трех степеней; учрежден 1 октября 2004 года; орденом награждаются священнослужители, военачальники, ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, проявившие мужество при защите Отечества, а также внесшие вклад в развитие взаимодействия между Русской Православной Церковью и армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим; — орден преподобного Андрея Рублева, трех степеней; учрежден 17 февраля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; орденом награждаются иерархи Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей, высшие государственные и должностные лица, священнослужители и миряне, способствующие или способствовавшие благоукрашению православных храмов, в том числе за труды в области иконописи, церковного зодчества, преподавательскую деятельность в области иконописи и церковно-археологических дисциплин, издание книг по церковному искусству, благотворительную деятельность, направленную на благоукрашение храмов, часовен, иных церковных помещений, дея-тельность, направленную на возвращение Церкви похищенных икон и предметов церковного искусства. 2. Медали Русской Православной Церкви: — медаль святого благоверного князя Даниила Московского; учреждена 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси; медалью награждаются как духовные, так и светские лица, внесшие вклад в духовное возрождение общества; — медаль преподобного Сергия Радонежского, двух степеней; учреждена 26 декабря 1978 года (новый дизайн утвержден 5 октября 1999 г.); медалью награждаются священно- и церковнослужители Поместных Православных Церквей, представители инославных Церквей и религиозных объединений, представители общественности за церковные и миротворческие заслуги; государственные и общественные деятели за труды по укреплению мира и дружбы между народами; — медаль преподобного Серафима Саровского, двух степеней; учреждена 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского; медалью святого преподобного Серафима Саровского награждаются монашествующие, миряне, ревнители Православия за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность; — медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского; учреждена 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского; медалью награждаются клирики и миряне за миссионерские и просветительские труды; — медаль святителя Макария, митрополита Московского, двух степеней; учреждена 17 июля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; медалью награждаются церковные и светские деятели за личный научный и организационный вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения; — медаль преподобного Андрея Рублева, двух степеней; учреждена 17 февраля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; медалью награждаются государственные и должностные лица, священнослужители и миряне, принимающие участие в благоукрашении православных храмов, в том числе за долговременную и успешную работу в области иконописи, церковного зодчества, преподавательской деятельности в области иконописи и церковно-археологических дисциплин, издание книг по церковному искусству и благотворительную деятельность, направленную на благоукрашение храмов. 3. Патриарший знак Материнства, двух степеней Патриарший знак Материнства, двух степеней; учрежден Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 5 октября 2006 года «в целях укрепления традиционных семейных ценностей, проповеди в обществе уважения к подвигу материнства, а также содействия защите материнства и детства»; им награждаются лица, «воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей; явившие образец духовно-нравственного воспитания детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); явившие исключительный пример подвига чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе». 4. Патриаршие, а также архиерейские грамоты Патриаршие, а также архиерейские грамоты, которыми награждаются клирики и миряне за усердные труды во славу Святой Церкви; награждение Патриаршими грамотами производится Святейшим Патриархом Московским и всея Руси по представлению епархиальным архиереем соответствующего ходатайства. Решение о награждении орденами, медалями, Патриаршим знаком Материнства и Патриаршей грамотой принимает Святей-ший Патриарх Московский и всея Руси на основании ходатайства епархиальных архиереев и председателей Синодальных отделов. Предстоятель Церкви производит награждение лично или благословляет вручить награды епархиальным архиереям, председателям Синодальных отделов или другим лицам; награжденным орденами или медалями выдаются также соответствующие грамоты.? Архиереи Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей награждаются только орденами I и II степеней. Клирики и миряне награждаются сначала орденом III степени, а потом — II степени, если это предусмотрено статутом ордена; за особые заслуги перед Русской Православной Церковью они могут быть награждены орденом I степени. Награждение орденами одного лица производится не чаще одного раза в три года, медалями — не чаще одного раза в два года. Кроме общецерковных, в настоящее время существуют и церковно-общественные награды: орден и медаль святого мученика Трифона, а также орден святого благоверного царевича Димитрия. Награждение этими отличиями осуществляется с участием известных лиц в соответствующей области деятельности, а также соответствующих общественных структур. Так, вопросы, связанные с награждением орденом и медалью святого мученика Трифона, решаются через наградной комитет, который возглавляется архиереем и в который входят церковные и общественные деятели: комитет рассматривает списки кандидатур к награждению и направляет их на утверждение Святейшему Патриарху. Орден мученика Трифона трех степеней и медаль святого мученика Трифона одной степени учреждены 22 февраля 1995 года; ими награждаются священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, писатели, медики, педагоги, журналисты, работники правоохранительных органов за деятельное участие в борьбе с наркоманией, алкоголизмом и другими вредными явлениями, разрушающими духовное здоровье человека и общества; этого ордена могут быть удостоены также лица, проявившие личное мужество в борьбе с производителями и распространителями наркотиков. Орден святого благоверного царевича Димитрия учрежден 29 сентября 1997 года совместно с Российским детским фондом и является специальной наградой, предназначенной для награждения лиц, отличившихся в деле попечения и защиты детей-сирот, детей-инвалидов, в борьбе с детской беспризорностью (им могут награждаться не только отдельные лица, но и организации: детские дома, больницы для детей, приюты, воспитательные учреждения, семейные детские дома); орден носится на левой стороне груди. Кандидатуры к награждению представляются Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Российским детским фондом вместе с решением президиума Российского детского фонда. При ношении ордена и медали располагаются по рангу в перечисленном выше порядке, при этом I степень каждого ордена выше по рангу II степени всех остальных орденов, а II степень — выше III степени. Первые 4 ордена (апостола Андрея Первозванного, рав-ноапостольного князя Владимира, «Славы и Чести» и святителя Алексия, митрополита Московского) являются высшими и носятся на правой стороне груди; все остальные ордена носятся на левой стороне груди; орденские знаки располагаются последовательно, согласно их рангу, в один или два ряда, справа налево; медали располагаются на левой стороне груди, ниже орденов, последовательно, согласно рангу, справа налево; ордена и медали других Церквей располагаются на груди ниже соответствующих наград Русской Православной Церкви. При награждении двумя и более орденами, имеющими ленту, надевается лента высшего по рангу ордена. При награждении одноименным орденом или медалью следующей степени на груди носится орден или медаль более высокой степени. Примечание. В настоящее время общественные организации имеют право учреждать свои собственные награды, в том числе знаки, медали и даже ордена; некоторые из них используют при этом имена святых Русской Православной Церкви. Так, Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы учредила орден святого Иоанна Кронштадтского «за заслуги в духовном возрождении России» (среди награжденных этим орденом — муфтий Санкт- Петербурга, другие неправославные деятели). Фонд Андрея Первозванного учредил орден Андрея Первозванного — «за заслуги в области восстановления, сохранения и обогащения духовных и культурных ценностей и вклад в развитие диалога между цивилизациями» (этим орденом также награждаются неправославные лица). Следует отметить некорректность подобной практики по отношению к Русской Православной Церкви. И дело не только в том, что в ней самой могут существовать одноименные награды, что приводит к путанице (например, орден святого апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Русской Православной Церкви). По сути дела, здесь имеет место попытка использовать авторитет Церкви, самочинное присвоение общественными организациями ее прерогатив, ибо судить о том, действительно ли кавалер ордена с именем святого имеет заслуги в духовном возрождении Отечества, может только сама Церковь, прославившая этого святого. Б. Иерархические (богослужебные) награды Русской Православной Церкви Богослужебные награды, служащие для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения, существуют в России с 1797 года, когда император Павел I именным указом Святейшему Синоду ввел ряд наград для белого духовенства: «во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее, во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфии; и, наконец, третие, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты». После коронации святого императора Николая II права ношения серебряного восьмиконечного креста были удостоены все православные священники. Сейчас такой наперсный крест вручается епископом каждому поставляемому в иереи во время хиротонии. [ПРИМЕЧАНИЕ. Когда здесь и далее речь идет о серебре и золоте, имеется в виду не материал, из которого изготовляются кресты, а цвет креста — серебряный или золотой.] В настоящее время иерархическими наградами в Русской Православной Церкви являются: — повышение в сане; — элементы литургического облачения, несущие духовное значение; — богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до «Отче наш»). Иерархические награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем либо по его благословению викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает «аксиос» (греч. αξιος — достоин). Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении (при наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии). Награждение епископата производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, последовательными наградами являются возведение в сан архиепископа, митрополита, а также (до 2004 г.) дарование права ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями. Панагия (от греч. παναγια — Всесвятая), которую, помимо наперсного креста с украшениями, носит на груди епископ — небольшая круглая икона с изображением Божией Матери. Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всея Японии; архиереи, удостоенные этой награды ранее, сохраняют право ношения второй панагии только в пределах своих епархий (юрисдикций). Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины). Панагию используют Святейший Патриарх за всеми богослужениями, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейшие митрополиты Токийский и всея Японии, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдавии — в пределах своих юрисдикций; епархиальные архиереи — в пределах своих епархий. Последовательными наградами для священства являются: Набедренник — четырехугольный плат, подвешиваемый на ленте за два угла к поясу. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого. Набедренник навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро. Камилавка (от греч. καμηλος — верблюд) — головной убор из бархата в форме расширенного кверху цилиндра без полей. Камилавка черного цвета является постоянной принадлежностью черного духовенства (клобук, повседневный головной убор монаха, представляет собой камилавку, соединенную с накинутой на нее наметкой — коротким покрывалом черного цвета, разделяющимся на спине на три конца). Камилавка фиолетового цвета — награда иерея, которая производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения набедренником. Камилавка носится во время богослужения, а также во время официальных и торжественных мероприятий. Золотой наперсный крест. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих — набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет. Наперсный крест надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы. Сан протоиерея, сан игумена (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет служения в священном сане. Палица («епигонатий» от греч. επγονατιον — наколенник) — плат ромбовидной формы, который подвешивается на ленте за остроугольный конец. Первоначально являлась частью архиерейского облачения. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (для монашествующих — игумена). Палица навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник — слева. Крест с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей; надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы. Митра (для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией. Митра, напоминающая царскую корону, была воспринята иерархией Византийской Церкви из императорского обихода [это произошло уже после падения Константинополя — вместо несуществующего теперь императора митра-корона возлагалась на главу Патриарха]. Она употребляется только при богослужении архиереями, а также архимандритами, на которых митра возлагается при возведении в сан. Архимандричья митра, в отличие от архиерейской, не имеет венчающего ее креста (за исключением начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, который, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной Миссии носит митру с крестом). Заслуженные протоиереи, награжденные митрой, именуются «митрофорными». Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами (что является особенностью архиерейского служения). При этом сначала предоставляется право служения с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (это награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения митрой), а затем — до «Отче наш» (не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отвер-стыми царскими вратами до Херувимской песни). Патриарший крест. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы. Сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Последовательными наградами для диаконства являются: Двойной орарь. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого. Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря, передний, более длинный конец спускается с левого плеча под правую руку, затем им опоясывается спина, и он спускается вниз через левое плечо. Двойной орарь является наградой только в Русской Православной Церкви, на православном Востоке он употребляется повсеместно. Сан протодиакона. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 20 лет служения в сане диакона. Камилавка фиолетового цвета. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет после возведения в сан протодиакона. Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных Уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.? Сан архидиакона (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией. Примечание. Сана архидиакона указом Святейшего Патриарха может быть удостоен старший диакон Патриаршего кафедрального собора. Решение о награждении набедренником, камилавкой и наперсным крестом находится в компетенции епархиальных архиереев; по всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства о награждении достойных клириков и настоятельниц женских монастырей Святейшему Патриарху. Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем (при оставлении ими должности они лишаются права ношения этого креста). За многолетнее усердное служение настоятельницы монастырей указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены сана игумении. За особые заслуги игумении указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены права ношения креста с украшениями. Отличительным головным убором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси является куколь — увенчанный крестом куполообразный головной убор из белого крепа, форма которого восходит к XVI веку. Первенствующие иерархи Самоуправляемых Церквей и Экзархатов Русской Православной Церкви, а также все митрополиты носят белый клобук, который отличается только цветом от обычного головного убора мантийных монахов. На лицевой части клобука расположен небольшой белый крест. Черный клобук с таким же крестом является принадлежностью архиепископов, у епископов — черный клобук без креста. Существует еще один традиционный головной убор духовенства — скуфия, представляющая собой небольшую круглую бархатную шапочку черного или фиолетового цвета, составленную из четырех частей, соединенных сверху крестообразно. Скуфию носят вне храма. Наконец, следует также упомянуть о так называемом «докторском» кресте, украшенном голубой эмалью: его носят священнослужители, удостоенные ученой степени доктора богословия. Жезл и посох Архипастырский жезл — внешний отличительный знак архиерейского сана. Являясь символом апостольского преемства, он служит знаком власти над подчиненными и законного управления ими. Архипастырский жезл имеет также сулок (четырехугольный вдвое сложенный плат). Разновидностью жезла, используемого вне богослужения, является посох. Патриарший жезл является внешним отличительным знаком патриаршего сана. Только Святейший Патриарх Московский и всея Руси использует за богослужением жезл без сулка и входит с ним в алтарь через царские врата. При посещении Святейшим Патриархом Московским и всея Руси епархий Русской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не используют посох в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. При проведении общецерковных мероприятий, возглавляемых Святейшим Патриархом или с его участием, жезл за богослужением и посох вне богослужения использует только Святейший Патриарх, а в его отсутствие (или если он не совершает богослужения) — первенствующий (совершающий богослужение) архиерей. Викарные архиереи не используют жезл при служащем епархиальном архиерее и посох в присутствии епархиального архиерея. Настоятели (наместники) лавр и монастырей в сане архимандрита (игумена) указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, могут быть удостоены права использования игуменского посоха за богослужением. Настоятель (наместник), удостоенный права использования игуменского посоха за богослужением, имеет право использовать посох и вне богослужения в пределах своей обители. Во время архиерейского богослужения настоятель (наместник) не имеет права использовать игуменский посох. Настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении богослужения в присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужения архиерея. В присутствии архиерея настоятель (наместник) не использует посох вне богослужения. В случае оставления должности настоятеля (наместника) архимандрит (игумен) не имеет права использовать за богослужением игуменский посох. Настоятельницы женских монастырей в сане игумении за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси могут быть удостоены права использования игуменского посоха. Они не используют игуменский посох в присутствии архиерея. В случае оставления должности настоятельницы монастыря в сане игумении не имеют права употреблять игуменский посох. Имеются некоторые различия между Русской и иными Поместными Православными Церквами — как в отношении иерархических степеней, так и во внешних отличительных признаках. На православном Востоке повседневным головным убором монашествующего и белого духовенства является камилавка черного цвета, отличающаяся по форме от принятой у нас в России. Во время богослужений или на официальных мероприятиях монахи на камилавку надевают наметку; таким образом, монашеский клобук на Востоке составной, в то время как в России он составляет единое целое. Патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, а также Архиепископ Афинский носят черный клобук. У Первоиерархов Церквей Сербской, Румынской, Болгарской, Польской, Чешской, Американской и Японской клобук белого цвета, однако нигде, кроме России, клобук не имеет белого креста. У всех архиереев, в том числе и у Патриархов, цвет мантии одинаковый — темно-красный, однако у Предстоятелей Древних Восточных Церквей мантия богато украшена изображениями того апостола Христова, который почитается основателем данной Поместной Церкви. На православном Востоке иеромонахи и иереи не носят наперсного креста, это право принадлежит лишь архимандритам и протоиереям и является наградой, равной кресту с украшениями в Русской Православной Церкви. Духовное лицо, имеющее такой крест, именуется ставрофорным, т. е. крестоносным. Набедренник как награда на Востоке отсутствует. Митра — принадлежность исключительно архиерейского облачения. Игумен — не сан, а должность руководителя монастыря. Архидиакон — также не сан, а должность диакона, постоянно сослужащего Предстоятелю Церкви. В Сербской Церкви существуют саны протосингела и протонаместника. Лицо, носящее сан протосингела, в иерархическом отношении стоит выше игумена, но ниже архимандрита. Обычно протосингелами бывают секретари епархий. Сан протонаместника выше протоиерейского — его имеют священники из белого духовенства, наделенные должностными полномочиями, аналогичными полномочиям благочинных в Русской Православной Церкви. Рядовые сербские священники, подобно греческим, не носят наперсного креста: он, как награда, дается заслуженным протоиереям, которые именуются «ставрофорными». В Румынской Церкви право ношения наперсного креста является наградой для священников, архидиаконов и протодиаконов. Сан протосингела, которым может обладать только черное духовенство, аналогичен сану русского архимандрита. Игумен или архимандрит в Румынской Церкви всегда является настоятелем монастыря. В Православной Церкви Финляндии высшая награда духовенства — крест с украшениями, который дается крайне редко, обычно его имеют настоятель кафедрального собора Хельсинки и некоторые наиболее заслуженные протоиереи. Митра не является наградой, ее носят только архиереи и архимандрит — настоятель единственного в Финляндской Церкви Ново-Валаамского мужского монастыря. Что должен знать православный христианин: 1. Как человек должен готовиться к посещению храма? 2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь? 3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы? 4. Как вести себя с нищими, встречающими вас перед храмом? 5. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме? 6. Сколько времени надо находиться на службе? 7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять? 8. Что важно в поклонах и молитве? 9. Как правильно целовать иконы? 10. Что символизирует поставленная перед образом свеча? 11. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом? 12. Кому и сколько свечей надо ставить? 13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста? 14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой? 15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун? 16. Какое самое важное поминовение для усопших? 17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих? 18. Что делать, если, стоя на молебне или другом богослужении, не услышал имени, которое подал на поминовение? 19. Как нужно себя вести при каждении? 20. Какой момент считается концом утреннего богослужения? 21. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды? 22. Как празднуются праздники Господни и святых Его? 23. Как заказать молебен поминальный и благодарственный? 24. Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах? 25. Сколько раз в году нужно причащаться? 26. Что такое соборование? 27. Как часто следует посещать храм? 28. Что означает для верующего посещение храма? 29. Какие богослужения ежедневно совершаются в церкви? 30. Что такое пост? 31. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи? 32. Для чего нужна смерть тела? 33. Для чего нужен духовный руководитель? 34. Как часто надо обращаться к духовнику? 35. Можно ли испрашивать совета у других пастырей церкви? 36. Всем ли можно открывать свои греховные помыслы? 37. Нужно ли читать какую-нибудь молитву, когда идешь к духовнику? 38. Как нужно вести себя, когда слышишь осуждение священников? 39. Всех ли людей надо любить? 40. Как найти духовника? 41. Как нужно переносить скорби? 42. Как побороть стыд на исповеди? 43. Как узнать, простил ли мне Бог грехи, исповеданные на исповеди? 44. Как себя вести при мысленной брани? 45. В чем состоит епитимия? 46. Какой грех называется смертным? 47. Что делать, если после исповеди совесть не успокаивается? 48. Почему так важно покаяние? 49. Что значит быть виновным в хуле на Духа Святого? 50. Что должно делать в часы отдыха? 51. В чем начало спасения? 52. Что укрепляет душу? 53. Что отвлекает мысль от Бога? 54. От чего христианин получает освящение? 55. О чем должно еще размышлять? 56. Какая самая высшая добродетель? 57. Кто истинный христианин? 58. О чем и кого должно спрашивать? 59. Для чего попускаются напасти? 60. Что главное должно быть в молитве? 61. Что выше милостыня или благодарение в скорбях? 62. Что особенно умилостивляет Господа? 63. Должно ли помнить грехи, сказанные раньше на исповеди? 64. Что выше — праведность или перенесение обид? 65. Что должно читать после утренней молитвы? 66. Чем должна быть занята мысль? 67. Для чего должно выделять ежедневно время? 68. Как только проснешься утром, какую молитву прочитать? 69. К чему должно заставлять себя? 70. Где начало греха? 71. Что главное для верующего? 72. Как избавиться от забытых грехов на исповеди? 73. Какие самые большие дары Божии, данные Богом верующим? 74. Надо ли останавливаться на важных мыслях в молитве? 75. Как избавиться от худых привычек? 76. Когда Господь не прощает нам грехов? 77. Что должно делать перед сном? 78. Какие молитвы святы? 79. Как приобрести мир душевный? 80. Как искать пользу для себя? 81. От каких людей мы должны отходить? 82. Как помочь усопшему? 83. В чем заключается почтение к иконам? 84. Какую силу имеет изображение на себе крестного знамения? 85. К чему должно прибегать прежде во время болезни? 86. Есть ли признаки, по которым можно узнать находимся ли мы на пути спасения? 87. Как должно поддерживать в себе духовную радость? 88. В чем заключается кротость? 89. Что делать, когда нападает отчаяние от многих грехов? 90. Как должно молиться Богу? 91. Можно ли сокращать молитвенное правило по нужде? 92. Чем можно победить беса? 93. Что должно знать просящему у Бога? 94. Что лучше, чтобы мы сами просили у Бога в нуждах наших или другие? 95. Если сердце сочувствует дурной мысли, что надо делать? 96. Что лучше, большое правило молитвенное, но не всегда полностью исполняемое или небольшое, но всегда исполняемое? 97. Грешно ли верить приметам: например, день несчастливый, кто-то встретился, рука зачесалась, кошка перебежала, ложка упала и т.п.? 98. Можно ли при нужде заменить крестное знамение? 99. Как надо посвящать праздничный день Богу? 100. Можно ли работать в Праздники? 101. Что означает, когда во сне являются близкие? 102. Когда должно молиться своими словами? 103. Когда советуется чтение молитвы Иисусовой в храме? 104. Как должно обходиться с ближними? 105. Когда мы отталкиваем от себя Божию помощь? 106. Кто получает пользу для души от своих скорбей и страданий? 107. Как смотреть на тех, кто обижает меня? 108. Как смирять себя? 109. Всякому ли надо переносить скорби? 110. Достаточно ли только перенести оскорбление? 111. О чем должно в молитвах особенно просить Господа Бога? 112. Что требует от нас Бог? 113. Кого должно более любить: Бога ли или своих родственников? 114. Как узнавать волю Божию в жизни? 115. В чем состоит добродетель удаления от мира? 116. Как приобрести страх Божий? 117. При каком условии человек будет совершенствоваться? 118. Что рождает смирение? 119. Какую молитву советуется читать при духовной нужде? 120. Какие особенно добродетели любезны Господу? 121. В любое ли время и в любом ли месте можно молиться? 122. Как достигнуть хорошей молитвы? 123. Как победить в себе гнев? 124. Как бороться с печалью и подавленностью? 125. Какое лучшее средство против уныния? 126. Какое знание самое необходимое и полезное? 127. Как лучше молиться — стоя или на коленях? 128. Можно ли доброе дело достигать дурными средствами? 129. Можно ли иметь пристрастие к человеку, желать его видеть? 130. Как должно проводить дни говения? 131. Как решиться пойти за Христом? 132. Какие молитвы надо произносить Господу, чтобы помог встать на путь спасения? 133. Как надо веровать? 134. Как относиться к болезни? 135. Можно ли молиться о выздоровлении во время болезней? 136. Может ли Бог простить такие грехи как воровство, обман, блуд? 137. Как укрепить в себе веру и надежду на Господа? 138. Спасительно ли, когда другие молятся за тебя? 139. ПРАВИЛО ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ДЛЯ МИРЯН        Небесная помощь страждущим: тайные молитвы семи Архангелам        Ангелология САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ О ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТОВОЙ ВЕРЕ Называющий себя христианином должен всем христианским духом своим полностью и без всяких сомнений принимать Символ Веры и истинность Священного Писания. Соответственно, он должен твердо их знать, ибо нельзя принять или не принять то, что не ведаешь. По лености, по невежеству или по неверию попирающий и отвергающий должное знание православных истин христианином быть не может.   Символ Веры Символом Веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат православной веры.   Символ Веры читается так: 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. 5. И воскресшаго в третий день, по писанием. 6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых, 12. И жизни будущаго века. Аминь Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного, И воскресшего в третий день, согласно Писанию. И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Признаю одно крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых, И жизни будущего века. Аминь (истинно так).   Христианину должно во всякий день постоянно укреплять и поверять по Священному Писанию свою Христову веру: «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда «, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» (Евангелие от Матфея, 17:20) Сим Своим Словом Христос даровал людям способ проверки истинности христианской веры каждого, называющего себя верующим христианином. Если сие Слово Христово или иное, сказанное в Священном Писании, вы подвергаете сомнению или пытаетесь толковать иносказательно — вы пока еще не приняли истинность Священного Писания и христианином пока не являетесь. Если по вашему слову горы не двигаются — вы еще недостаточно уверовали, и истинной христианской веры в вашей душе нет даже с горчичное зерно. По совсем малой вере можно попытаться сдвинуть своим словом нечто много меньшее горы — небольшой пригорок или кучу песка. Если и это не удается — вам должно прилагать многие и многие усилия по обретению Христовой веры, пока в вашей душе отсутствующей.   По сему истинному Слову Христа проверьте христианскую веру своего священника, дабы он не оказался прельщающим служкой коварного сатаны, Христовой веры вовсе не имеющим и в православную рясу ложно рядящимся.   Сам Христос предупредил людей о многих лживых церковных обманщиках: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят.» (Евангелие от Матфея, 24:4–5)   Будьте по-христиански внимательны в выборе своих духовных наставников. Нет хуже оказаться во власти притворствующих и прельщающих алчных служек антихриста сатаны, жаждущих лишь стяжания благ земных и своей власти над людьми. От следования указаниям сих бесовствующих кромешников у вас произойдут многие беды и отъем лжецами ваших средств. А в жизни вечной вас ожидает геенна огненная, ибо следованием указаниям сатанистов вы отвергли от себя святую христианскую веру и пошли по пути антихристианского услужения бесам.   Во избежание такой страшной беды постоянно и настойчиво поверяйте свою христианскую веру, а также веру и все деяния своих духовных пастырей по каноническому богодухновенному Священному Писанию. При всяком сомнении в наличии у ваших пастырей истинной Христовой веры по-христиански твердо отходите от ложно прельщающих.   Также помните, что оскорблять чувства верующего могут только его собственные грехи. Читайте Какие бывают грехи в христианстве.   Ныне большинство называющих себя в России «русскими православными» святую Библию (Священное Писание) и содержащиеся в ней канонические Евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, а также Деяния Апостолов, Соборные Послания Апостолов, Послания Апостола Павла, Откровение св. Иоанна Богослова (Апокалипсис) никогда не читали, что есть признак тяжкого неверия в Слово Христово и полнейшего к нему бездуховного небрежения.   * * * * * * * ЦЕРКОВЬ БОГОУГОДНО РЕКОМЕНДУЕТ: вино на свои нужды благочестиво приобретайте только в Господних храмах из освященных Христовых запасов. Ибо, по заверениям священников, вино неосвященное, приобретенное в магазине, святости не имеет, но наполнено греховностью и воздействует на христианскую душу разрушающе. Для удовлетворения возросших духовных потребностей россиян в церковных лавках предлагается широкий выбор освященных кагоров и других вин на разные вкусы. Здесь каждый может выбрать вино по своему достатку. Вина подороже обладают большей святостью и богоугодностью. Говорят, что выпитая истинно верующим (священником или иным, особо приближенным к Богу) даже целая бутылка освященного вина НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ АЛКОЛАЗЕРОМ — это надежный способ проверки крепости и истинности христианской веры каждого, имеющего веру хотя бы с горчичное зерно. Сие благое утверждение священства полностью соответствует Священному Писанию: «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда «, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» Евангелие от Матфея, 17:20 ДОБРЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ СОВЕТ: перед праздниками церковные цены увеличиваются в разы, потому освященные вина следует приобретать в церкви заранее. Прилавок в Господнем храме с ассортиментом освященных кагоров.   В духовную помощь верующему: Всякий человек грешен, ибо безгреховен только Бог, и только Он один. Правильное соблюдение христианских постов и усердное чтение молитв укрепляет святую веру и очищает душу верующего в Христовы Заветы от накопившихся грехов. Верующему не следует путать Христовы Заветы с 10-ю Заповедями Моисевыми — первые относятся к Новому Завету, вторые — к Ветхому Завету (который есть часть еврейской Торы). О том читай в Священном Писании. См. О ГРЕХАХ В ХРИСТИАНСТВЕ — какие бывают грехи. Всегда следует знать и помнить, что отпускать грехи может только Бог, и никому из смертных, пусть даже облаченному в рясу, права отпускать грехи Господь не даровал. Священник, как и всякий верующий, может лишь молить Господа об отпущении грехов. Ибо пред Богом все равны, и нет пред Ним более первых и более последних. Всякий смертный, берущийся отпускать грехи за Бога или от Имени Бога, есть тяжкий грешник, погрязший в богомерзком сатанинском смертном грехе гордыни, т.е. полагании себя равным Богу или даже превыше Его. Сей тягчайший из смертных грехов присущ сатане и его бесовствующим служкам. Щедрое ГОСПОДНЕЕ ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ искренне раскаявшимся и желающим очистить свою душу перед Богом, дабы сим избежать страшные вечные муки в нескончаемом адовом пламени. Богодухновенные сообщения для благочестивого богоугодного просмотра, нашим великим Господом Одобренного и Рекомендованного во искупление грехов всем благоверным россиянам. По благодатной воле милосердного Господа каждый просмотр снимает один малый грех, три просмотра снимают один тяжкий грех, восемь — смертный грех. Если в нижерасположенной таблице вы не узрите 8-ми разных сообщений — значит, Господь пока не полагает должным отпустить вам смертный грех. В таком случае далее всемерно укрепляйте свое христианское благочестие и спустя некоторое время зайдите на эту страницу еще раз. Возможно, тогда Господь будет к вам более благосклонен. Господь милосерден, и количество ваших попыток избавиться от груза грехов Господом не ограничивается. Вольно или невольно согрешил — с покаянием посмотрел — пред Господом очистился:   загрузка… var RNum = Math.floor(Math.random()*10000); document.write(‘<'+'/scr'+'ipt>‘);