Sc. плов. как варить плов. история создания плова. абу али ибн сина. искусство плововарения. виды риса для плова

Реклама
Раздел:Пловы 1-я страница Столовые приборы. Оформление стола. Украшение блюд. Этикет ПЛОВЫ ИСКУССТВО ПЛОВОВАРЕНИЯ История плова: блюдо гениального Абу Али ибн Сины (Авиценны) О плове: ТАЙНА КАЖДОЙ БУКВЫ Привычное для уха россиянина слово «плов» имеет узбекские корни. В плов (палов ош) входит семь компонентов: лук, морковь, мясо, жир, соль, вода и рис. Познакомимся подробнее с характеристиками каждого из этих элементов. П (пиёз) — лук. Лук — это чудесная кладовая ценных минеральных компонентов, сахара, эфирных масел, витаминов и клетчатки. Он богат фитонцидами — биологически активными веществами, которые убивают многие виды простейших бактерий и низших грибов. Издавна, эмпирически познав эти свойства лука, народ применял его как лекарственное средство от разных болезней. Недаром бытует поговорка: «Лук от семи недуг». В народной медицине лук применяется при лечении воспаления верхних дыхательных путей, гриппа, гнойных заболеваний кожи, против глистов и многих других болезней. Наиболее широко распространены такие виды лука, как репчатый, порей, батун, шалот и шнитт. При приготовлении плова используются в основном репчатый лук и лук-порей. В результате сложных процессов, происходящих в луке при пассировке в раскаленном жире, содержащийся в нем сахар карамелизируется и приобретает коричневый цвет, благодаря которому плов приобретает особый кремовато-коричневый оттенок. Кроме этого, лук придает плову особый вкус. При приеме пищи это способствует нормальному выделению желудочного сока, что, в свою очередь, обеспечивает его хорошее усвоение организмом. А (аёз) — морковь. Хорошо известный продолговатый корнеплод оранжевого, желтоватого или красного цвета, имеющий сладковатый вкус. Во многих странах, в том числе в Индии, на Кавказе, во многих арабских государствах плов готовят без моркови. Одной из особенностей узбекского плова является как раз то, что морковь является его основным компонентом. Морковь содержит сахар, клетчатку, азотистые вещества, различные минеральные соли. Морковь по праву называют поливитаминным корнеплодом. В ней содержатся все основные витамины группы В, витамины С, РР и каротин — провитамин А. Если красная морковь содержит больше сахара, белков и каротина, то в желтой много минеральных солей, витаминов С и группы В. Жарить морковь необходимо при умеренной температуре, потому что сильная термическая обработка способствует значительной потере полезных свойств. Химический состав свежей моркови отличается от сохраненной на зиму. В летние и осенние месяцы, когда много свежей моркови, рекомендуется закладывать ее в плов по рецепту, а в зимние и весенние месяцы — в два раза больше. Этим обеспечивается витаминная полноценность приготовленного плова. Иногда с этой целью вместе с морковью или как ее заменитель в плов добавляют редис, репу, айву. Весной можно готовить плов с голубцами из виноградных листьев или подавать к плову гранат. В народной медицине морковь используется очень широко. Так, морковь, сваренную в мясном бульоне, рекомендуют как диетическое блюдо при сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваниях. Морковное варенье с медом применяют при болезнях печени и почек. Потому плов, сваренный с большим количеством моркови, — настоящее диетическое блюдо. Количество закладываемой моркови зависит от разновидности блюда и составляет в одном случае 50 % по отношению к рису, в другом — равное количество, в третьем — вдвое превышает количество риса. Морковь увеличивает объем готового блюда, способствует повышению припека риса, лучшему доведению до готовности мяса и, конечно, обогащению плова витаминами и минеральными веществами. Л (лахм) — мясо. Мясо имеет сложный химический состав; все его компоненты необходимы для питания, нормального обмена веществ и здоровья человека. Оно содержит соли калия, кальция, натрия, магния, фосфора, железа и др. Мясо богато микроэлементами, витаминами группы В, РР и является основным источником полноценного белка. Мясо имеет и целебные свойства. В народной медицине издавна известен метод лечения больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы мясным соком с добавлением пчелиного меда. Этот метод получил научное обоснование в X веке в произведениях ибн Сины. В «Трактате о сердечных лекарствах», говоря о лечебных свойствах мяса для сердечных больных, ибн Сина дает и технологию приготовления лекарства из мясного сока, а в «Каноне врачебной науки» подробно описывает питательность и лечебные свойства мяса: «Мясо — это пища, укрепляющая тело, и оно скорее всякой другой пищи превращается в кровь». Для приготовления плова используются любые сорта мяса — баранина, говядина, телятина, свинина, конина. Очень широко при приготовлении плова используется также мясо птицы — кур, индеек, фазанов и др. О (олио) — жир. Традиционно плов готовится с обязательным добавлением масла (жира). В нем используются жиры животного (баранье сало и топленое масло) и растительного (хлопковое, оливковое, подсолнечное, кукурузное, кунжутное, конопляное масло и др.) происхождения. Говяжье, конское и козлиное сало являются тугоплавкими и быстро застывают в готовом блюде. Поэтому эти жиры могут быть использованы в плове только в комбинации с растительными. Для этого берут в равном количестве животный и растительный жиры и перетапливают отдельно с добавлением соли и луковицы, затем соединяют в горячем виде и оставляют впрок. В такой комбинации жиры приобретают очень нежный вкус и аромат, повышается их усвояемость. Пищевая ценность жиров заключается в том, что они значительно повышают калорийность блюда (плова) и являются источником энергии для организма. Калорийность жиров в 2 раза с лишним выше, чем углеводов и белков. Кроме того, жиры придают плову высокие вкусовые качества. Жиры выдерживают очень высокую температуру (от 200 до 300°), не разлагаясь и не воспламеняясь, хорошо растворяют ароматические и красящие вещества лука, моркови и мяса, что придает плову красивый внешний вид. Жиры обладают способностью поглощаться продуктами, делая их более сочными и нежными. Жиры должны приниматься в количествах, необходимых для восполнения затрат энергии организмом. Потребность здорового взрослого человека в жире составляет от 75 до 110 г в сутки. Она зависит и от сезона года, климатических условий, выполняемого труда, возраста человека и других факторов. Люди, занимающиеся физическим трудом, спортом, молодые могут потреблять больше жиров, чем работники умственного труда, пожилые и т. д. Чрезмерное употребление жиров ведет к ожирению. Злоупотребление жирными пловами — прямой путь к ожирению с очень неприятными последствиями для здоровья. Узбекский ученый Карим Махмудов пишет по этому поводу: «…Народный опыт говорит, что плов надо употреблять не каждый день, а раз в неделю, а то и раз в месяц, на свадьбах и в праздники. Кушать его следует не досыта, а недоедая, тогда только он пойдет впрок». Готовя плов, необходимо учитывать жирность используемого мяса. У баранины средней упитанности она определяется в пределах 8-10 % от общего веса мяса, выше средней — 20-25%, специального откорма — еще выше. В говядине жира соответственно 4-6 и 10-15%, в мясе птицы (куры, утки, гуси и индюшки) — 10-15 %. Конина содержит жира 8-10 %. В (вет) — соль. Соль — незаменимый компонент плова и необходимый элемент для человеческого организма. Норма соли на одного здорового человека составляет от 10 до 15 г в сутки, включая содержащуюся в хлебе, в блюдах, натуральных продуктах и добавляемую в пищу во время еды. Дневная норма соли зависит от климатических условий, выполняемого труда, индивидуальной потребности организма и т. п. Однако следует помнить: излишек соли вреден и нарушает солевой обмен в организме, отлагается в суставах и портит вкус блюда настолько, что может сделать его несъедобным. Для плова употребляется соль только высшего или I сорта. Экстру подают в солонках на стол и используют для заправки салатов из свежих овощей и готового блюда. О (об) — вода. Вода — среда, в которой идут сложные реакции в процессе приготовления пищи, в том числе и плова. Повсеместно для плова используют водопроводную воду, сильная хлорированность которой портит вкус готового блюда и часто затрудняет нормальную заправку плова солью. Водопроводную воду перед приготовлением плова необходимо отстаивать в течение 3—4 часов или предварительно прокипятить. Ш (шалы) — рис. Рисовую крупу получают после обрушения шалы. Из круп рис наиболее богат крахмалом (88%).; в его составе от 7 до 8% белковых веществ, 0,5 — сахара и клетчатки, 0,8 — жира и 0,6 % воды. Кроме того, в нем содержатся витамины и минеральные вещества. Существует множество разнообразных сортов риса. Наиболее часто используют пять сортов риса. Шелушеный рис. Это наиболее богатая питательными веществами форма риса, так как зерно получено при удалении только шелухи. Насыщенные питательными веществами отруби и зародышевый листок оставлены нетронутыми. Полированный или белый рис. Такой рис получается в результате полирования — абразивного процесса, при котором удаляются отруби и большая часть зародышевого слоя. В белом рисе отсутствуют отруби, зародыши, витамины и минералы, обнаруженные в шелушеном рисе. Пропаренный рис. Это полированный рис, замоченный в воде, пропаренный, а затем снова высушенный перед измельчением. Пропаренный рис является рафинированным продуктом, не имеющим всех тех преимуществ, которыми располагают рисовые отруби, и наименее полезен для употребления. Быстроразваривающийся шелушеный рис производится при частичной тепловой обработке с последующим формированием трещиноватости зерен. После этого рис может подвергаться сублимационной сушке, плющению, изготовлению воздушных зерен и микроволновой обработке. Быстроразваривающийся рис разваривается быстрее, чем обычный шелушеный, но ему недостает консистенции, вкусовых и ароматических свойств. Крупка из шелушеного риса — фарина. Изготавливается жерновым помолом шелушеного риса. Фарина при тепловой обработке дает кремообразную кашку. Большая часть рисовой фарины изготовлена из белого полированного риса. Это диетический продукт. ИСКУССТВО ПЛОВОВАРЕНИЯ Хороший плововар обязательно должен знать свойства продуктов, используемых в плове, их химический состав, пищевую ценность, иметь представление о целебных и диетических свойствах. Карим Махмудов, подробно исследовавший историю плова, так пишет об искусстве плововарения: «Приготовление плова является частью кулинарного искусства. Оно связано с такими отраслями знания, как химия, биология, медицина и др. Когда плововар хорошо осведомлен о содержании в используемых им продуктах белковых веществ, сахаров, жиров, витаминов, минеральных солей и других химических элементов и, умело обрабатывая их, синтезирует блюдо, он во многом напоминает химика. Как биолог он должен разбираться в сортах продуктов, в биологическом строении их, условиях выращивания. Готовя плов, необходимо заботиться о чистоте, соблюдать правила санитарии и гигиены, уметь оценивать пищевую ценность готового блюда, знать, когда и кому нельзя или можно его употреблять, при каких заболеваниях плов вреден, а при каких полезен и т. д. В этом случае плововар похож на врача-диетолога. Следовательно, изучение свойств каждого продукта-компонента плова необходимо для овладения искусством его приготовления». Существует много вариантов приготовления плова. У каждого народа свои рецепты, которые сильно отличаются друг от друга. Изменение компонентов плова ведет к созданию новых рецептов, очень вкусных и полезных. Приготовление плова с мясом по-узбекски состоит из трех основных операций — прокаливания масла, приготовления зирвака (смесь мяса и овощей), закладки риса. Традиционно плов готовят в чугунной посуде с толстым закругленным дном. Для прокаливания масла казан или кастрюлю хорошенько накаливают, затем наливают масло и ставят на слабый огонь. Степень готовности масла определяют по выделению беловатого дымка или по тому, что соль, брошенная в котел, разлетается — «стреляет». В начале зирвак готовят на сильном огне, к середине варки огонь уменьшают, и зирвак кипит на слабом огне 25—30 минут. В приготовленный зирвак кладут красный перец, барбарис, другие пряности. Смесь пряностей засыпают в плов из расчета 1,5—2 чайные ложки на 500 г риса. Затем зирвак солят и заливают небольшим количеством воды: 0,25 или 0,5 стакана на каждые 500 г риса. Подготовленный зирвак разравнивают и аккуратно укладывают сверху рис ровным слоем так, чтобы рис не смешивался с зирваком. Поверхность осторожно, по краю, чтобы не разрушить слой риса, заливают на 1,5—2 см водой. После закладки риса плов досаливают и немного увеличивают огонь. После закипания огонь уменьшают. Обязательное условие — плов должен кипеть равномерно на слабом огне. Во время кипения посуда с пловом должна быть открыта. Когда вода испарится, следует котел плотно накрыть. Чтобы узнать, испарилась ли вода, нужно несколько раз ударить шумовкой по поверхности риса, если звук будет глухой, значит, вода испарилась. Чтобы дать возможность выйти пару, плов протыкают в нескольких местах деревянной палочкой, накрывают крышкой и оставляют на 15—20 минут для полного упревания. Пловы в традиции народов Востока готовят и несколькими другими способами. Для приготовления большинства пловов рис перед уваркой промывают и замачивают в теплой воде в течение часа. ПРИМЕЧАНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ЗАМАЧИВАНИИ РИСА. Разные плововары предпочитают замачивать рис по-разному, хотя способ замачивания не имеет особого значения. Замачивание проводят или в тепловатой воде от 30 до 60 минут (время контролируется визуально в зависимости от данного сорта риса) или в холодной воде 1-2 часа, изредка размешивая. Критерий достижения полной «замоченности» — все зерна риса становятся молочно-белыми. Сразу после достижения равномерного побеления зерен риса замачивание прекращают, т.к. излишняя длительность замачивания снижает качество плова. Некоторые плововары предпочитают 50-70% побеление, т.е. не совсем полное. Все это хорошо видно, если за весьма важным поцессом замачивания следить не менее тщательно, чем за варкой. (Для варки рисовых каш предварительное замачивание также необходимо, но всегда до полного побеления или еще дольше.) Для плова после замачивания воду обязательно тщательно отцеживают, некоторые повара рис после замачивания дополнительно кратко промывают проточной водой (каши обычно варят в той же воде). Затем рис засыпают в подсоленную кипящую воду и варят, пока крупинки снаружи станут мягкими, а внутри еще будут сохранять некоторую упругость. В этот момент рис откидывают на сито и для охлаждения поливают его холодной водой. Затем в глубокой кастрюле растапливают часть жира, кладут туда отваренный рис, поливают остальным жиром, закрывают кастрюлю крышкой и нагревают в течение 40—45 минут. Для того чтобы рис не пристал ко дну кастрюли, на дно предварительно укладывают очень тонкую лепешку из пресного теста, приготовленного как для лапши. Эту лепешку подают на стол вместе с пловом. Еще один традиционный способ варки плова выглядит так: в кипящую подсоленную воду (2 стакана воды на 1 стакан рисовой крупы) прибавить часть масла или топленого сала, засыпать промытый рис и варить при тихом кипении, не перемешивая. Когда рис впитает в себя всю воду, полить его остальным жиром, кастрюлю закрыть и продолжать варить еще 30—40 минут. Мясо с овощами или овощи готовят в другой посуде и подают на отдельном блюде или укладывают на рис сверху. Итальянский плов называется «ризотто». Это любимое итальянцами блюдо пришло к ним от арабов и насчитывает сотни вариантов, содержащих различные сочетания креветок, грибов, мяса, ветчины, овощей, томатного соуса и сыра. Испанский плов — паэлья, также полученный от арабских завоевателей, пользуется большой популярностью как в Испании, так и далеко за ее пределами. Конечно, и варианты плова по-индонезийски, по-филиппински, по-болгарски, по-креольски также никого не оставят равнодушным. Легенда о плове Плов как блюдо, незаменимым компонентом которого является рис, известен с незапамятных времен. Сведения об этом блюде встречаются в народных сказаниях, изречениях и в эпосе. В старинных летописях народов Востока упоминается о том, что еще в X—XI веках плов считался почетным блюдом, его подавали как на свадьбах и в большие праздники, так и при поминальных обрядах. Уже в XVI веке были описаны рецепты и технология приготовления плова с рубленым мясом и рисом. В народной медицине плов считался целебным и рекомендовался при недомогании, истощении организма, после долговременного голодания, перенесения тяжелой болезни и пр. Употребляли это блюдо перед выполнением и после тяжелого физического труда, а также в ненастье весной, осенью и зимой. Великий ученый Абу Али ибн Сина (латинизированное имя — Авиценна, Avicenna, ок. 980-1037 гг.) применял плов при лечении больных. Существует много притчей и легенд по этому поводу. Одна из самых красивых легенд рассказывает, что когда-то давно принц, сын правителя Бухары безумно влюбился в красавицу из бедной семьи. Он был принц, а она — всего лишь дочь ремесленника, и по законам того времени они не могли быть вместе. Принц, мучимый съедающей его тоской неразделенной любви, стал быстро увядать, потерял аппетит и сон, отказывался от пищи. Близкие, обеспокоенные состоянием юноши, привели его к Абу Али ибн Сине. Расспросы о причинах болезни не дали никаких результатов: принц просто не хотел раскрывать свои сердечные переживания, понимая безысходность своей тоски. Тогда ибн Сина стал определять причину болезни по пульсу. Он мог совершенно точно определить любую болезнь по пульсу пациента. Сердцебиение юноши указывало на любовные муки. Ибн Сина велел привести к нему человека, который бы знал названия всех кварталов города. Когда его привели, ибн Сина стал наблюдать за пульсом больного, а знаток города стал громко называть наименования кварталов… При произнесении одного из них у принца участился пульс. Затем нашли человека, который знал по имени всех жильцов названного квартала. Его попросили называть имена глав семей, проживавших в том квартале. Ибн Сина продолжал следить за пульсом больного. Когда было произнесено имя одного ремесленника, стало заметно волнение принца. Привели ремесленника и попросили называть имена своих детей. Когда он произнес имя дочери, сердце принца забилось часто-часто. Тайна раскрылась: принц был влюблен в дочь ремесленника. Выяснив это, ибн Сина назначил лечение: давать истощенному юноше один раз в неделю «палов ош» до тех пор, пока не восстановятся силы, а затем сыграть свадьбу. Название блюда «палов ош» состоит из начальных букв всех продуктов, входящих в его состав: П (пиёз) — лук; А (аёз) — морковь; Л (лахм) — мясо; О (олио) — жир; В (вет) — соль; О (об) — вода; Ш (шалы) — рис. (См. выше «О плове: ТАЙНА КАЖДОЙ БУКВЫ») Хотя изобретение и название плова связывается с именем гениального ибн Сины, одного из основоположников современной научной медицины, в одиночку сделавшего столько открытий, что хватило бы на 20 современных НИИ, первым начавшего проводить успешные операции на глазах и возвращать людям зрение, однако очевидно, что и последующие поколения тоже внесли немалый вклад в совершенствование этого весьма сложного блюда. Несомненно, в его создание в продолжение многих столетий вносили лепту рисоводы, скотоводы, овощеводы, домашние хозяйки, народные лекари и, конечно же, профессиональные кулинары. Способ приготовления рассыпчатого риса Рис перебрать, промыть и замочить в холодной воде на 20 минут (замачивание желательно, но не обязательно), затем воду слить. Залить рис свежей холодной водой, быстро довести до кипения, сразу после закипания рис отбросить на дуршлаг и тщательно промыть холодной водой. Залить рис новой порцией холодной воды, вновь довести до кипения, после закипания опять слить кипяток и промыть рис холодной водой. Вновь залить новой порцией холодной воды, вновь довести до кипения… После повторения этой процедуры около 5 раз (это зависит от сорта риса) сухой рассыпчатый рис будет готов. Другими способами приготовить столь рассыпчатый рис невозможно. О рисе Казан и рис В русском языке слова «хлеб» и «русская печь» всегда идут рука об руку; представить себе одно без другого невозможно. Лишь у городского жителя слово «хлеб» ассоциируется теперь с булочной, но мы же не станем это брать за пример? «Хлеб из печи» – вот фраза из уст мужчины, достойная всяческого уважения! Точно так же и у народов Средней Азии слова «казан» и «рис» всегда стоят где-то рядом. Слова «рис из кастрюли» никогда не зазвучат в Средней Азии, как песня, потому что рис – он должен быть из казана! Всем известно, что в некоторых азиатских странах рис на столе бывает так же часто, как в России хлеб. Да и представить себе кухню какой-либо азиатской страны без риса практически невозможно. А знаете, что вообще значит рис для любого азиата? Нет ни одного продукта, используемого в русской кухне, который бы значил для русского человека столько же, сколько для азиата рис! В Ташкенте есть базар, который так и называется – «Рисовый». Это говорит о чём-то, не правда ли? Можете вы представить себе, что хоть один рынок в Москве возьмут да и назовут, скажем, «Картофельный»? А во многих городах Азии имеются особые базары, где продают именно рис. И видит бог – рис заслуживает подобного отношения! Рассказов обо всех видах риса уже существует больше, чем читателей, и всё равно ни один из тех рассказов не является полным и всеобъемлющим. Здесь мы расскажем лишь о некоторых сортах риса, а также о методах, которыми готовится тот или иной сорт риса, перескажем несколько рецептов, показывающих, каким разным может быть рис и его приготовление. А рецепты интересных и вкусных блюд с рисом находятся на следующих страницах этого раздела. Надо иметь в виду, что практически в каждой стране, более того, в каждом регионе выращиваются свои любимые сорта риса. Во многих регионах выращивают сразу несколько видов, каждый из которых может очень отличаться от других по внешнему виду, по своим свойствам, по вкусу и, более того, предназначаться для разных блюд! Окажись какой турист без провожатого посреди рисовых рядов на любом средне-азиатском базаре, и останется он, бедолага, в полном недоумении – какой же рис надо купить, чтобы потом он мог сказать друзьям: «Вот – настоящий рис из Узбекистана!» или из другой местности. Многообразие выбора риса изумляет. Вполне может оказаться и так, что купит турист «самый лучший рис» для «самого лучшего узбекского плова», а он окажется выращенным и не в Узбекистане вовсе, а в южных областях Киргизии, где рис выращивают издревле и где он, обыкновенно, бывает вкуснее. Но, скорее всего, с тем туристом произойдёт неприятность иного рода – наверняка, он купит рис, выращенный в Калифорнии, красивый и чистый на вид! Если никто не подскажет ему… Однако, давайте не станем забегать вперёд, а поговорим обо всём по порядку, чтобы знать, что именно надо подсказывать туристу на рисовом базаре в Узбекистане или кулинару, выбирающему рис на любом российском рынке. Некоторые сорта риса для плова Примечание: нижеприведенные фотографии риса имеют в оригинале высоту 2 см. Круглый и матовый, вовсе не похожий, на первый взгляд, на рис – корейский сорт чап-саль. Самый липкий рис, содержит огромное количество крахмала и предназначен он, прежде всего для изготовления корейского рисового хлеба – сваренный рис лупят, что есть сил, деревянными колотушками и он превращается в однородную блестящую и дрожащую массу, которую называют чальток. Используют этот рис и для приготовления паби – корейской рисовой каши, подаваемой едва ли не ко всем корейским блюдам. Однако в этом случае чап-саль смешивают с другими, менее липкими сортами риса в соотношении один к трём – даже после этого каша бывает очень липкой, а неповторимый вкус чап-саль чувствуется даже и после смешивания с менее дорогими сортами риса. Один из самых популярных и недорогих узбекских сортов риса – авангард. По форме и вкусу этот рис напоминает столь популярный в России краснодарский рис, а широкая его распространённость происходит из-за неприхотливости и относительной дешевизны. Содержит довольно много крахмала, как и большинство круглых сортов риса, однако, при знании некоторых приёмов из него можно приготовить вполне приемлемый повседневный плов, хотя предназначен он, конечно же, для каш, для фаршей и некоторых супов с рисом и бобовыми. Этот абсолютно белый, красивый рис называют кто во что горазд: Лазарь, Лазер, Лазурный, что не меняет его отличных качеств. Довольно мягкий, крахмалистый рис и с длинным, дирижаблеобразной формы, зерном. Пусть этот рис и не увеличивается в размерах, как некоторые другие сорта, однако и не крошится, и имеет вполне умеренную липкость. Рис этот выращивается в Хорезме и вполне удовлетворительно ведёт себя при попытках приготовить из него плов. Лазарь очень вкусен и хорошо подходит для самаркандского, бухарского и ташкентского праздничного плова, не говоря уже о хорезмском чалове. Легендарная дев-зира – имеет довольно толстое вытянутой формы зерно. Как правило, по зерну проходит рубчик коричневого или красного цвета, само зерно после его промывки от большого количества остающейся после обмолота пудры, имеет розоватый оттенок. Дев-зира легко отличается от других сортов риса своей необыкновенной плотностью – достаточно просто взять горсть риса, что бы почувствовать его плотность и тяжесть. При этом создаётся впечатление, что зерно слегка влажное, а характерный скрип при попытке сжать его достоверно укажет нам на то, что это именно дев-зира, а не окрашенная битым кирпичом жалкая подделка. Бытует мнение, что для приготовления плова из дев-зиры необходимо какое-то особое умение, некие сакральные знания. Ничего подобного! Дев-зира — рис, предназначенный для приготовления плова и приготовить плов с дев-зирой легче, чем с любым другим сортом, точно так же, как удобнее бегать в кроссовках, а не в бальных туфельках. Не случайно особо много дев-зиры выращивают именно в Ферганской долине, где плов – излюбленное блюдо. Утончённое отношение к плову жителей ферганской долины определило появление относительно нового подвида дев-зиры – риса, получившего название по киргизскому кишлаку, где его впервые вывели – Чунгара. Сохраняя в себе самые лучшие качества дев-зиры, рис чунгара – белый по цвету и в нём содержится намного больше крахмала, чем в дев-зире. При этом рис чунгара легко впитывает в себя огромные количества воды и жира, оставаясь при этом лёгким и рассыпчатым. Большое количество крахмала после некоторого прижаривания риса даёт плову неповторимый, сладковатый привкус, в дополнение к оригинальному и очень аппетитному аромату чунгары. Ещё один рис, предназначенный для избалованных плово-гурманов ферганской долины – дастар-сарык. Традиционно этот рис выращивается и подготавливается к продаже в киргизском городе Узгене, где значительная часть населения – узбеки. Узгенские сорта риса издревле славились своим необыкновенным вкусом и высоким качеством. Рис дастар-сарык – апофеоз мастерства узгенских рисоводов. После убора урожая рис несколько лет выдерживается, сохраняясь в мешках. При этом его ферментируют, несколько раз за время хранения поливая водой и высушивая заново. Кроме того, необрушенный рис подвергают копчению прямо в мешках, подвешенных в специальных сараях. От копчения часть риса становится жёлтой по цвету, а сам рис приобретает специфический запах. От долгого хранения рис становится необычайно твёрдым и впитывает намного больше воды и жира при приготовлении, нежели рис, который обрушили сразу после уборки урожая. Кора-колтак – чёрная палка, в переводе с узбекского языка, выращивается на полях наманганской и андижанской областей. Дев-зира по сути, но с чёрными, а не красными остями и очень хорошими свойствами, типичными для этого сорта. Большинство хороших узбекских сортов риса выращивается крестьянами и обрабатывается ими же на допотопных рисорушках. Может оказаться так, что в рисе будут присутствовать мелкие камешки, необрушенные зёрна риса, сор и даже зёрна от каких-то иных злаков-сорняков. Пусть это вас не огорчает и не настораживает! Надо просто взять и перебрать рис перед приготовлением. Да, на это уходит время! Но это время, проведённое на кухне, когда кто-то перебирает рис, а кто-то режет морковь, очень напоминает тихие и спокойные вечера, проведённые при свечах, когда ничто не мешает самому задушевному разговору. Это — лучший басмати, из тех, что можно приобрести в Москве, называется он Кох-и-Нур. Но настоящий Кох-и-Нур выглядит совершенно иначе, он намного крупнее того недорогого басмати из Афганистана, что изображён на снимке, расположенном ниже. Басмати. Этот рис не нуждается в представлениях, и подвидов этого сорта ещё больше, чем узбекских сортов риса дев-зира. Конечно, качество и вкусовые особенности этого риса меняются в зависимости от района произрастания и самого подвида. Басмати типичный длиннозёрный, тонкий рис, очень твёрдый, как правило, белый, с крайне небольшим содержанием крахмала. К сожалению, в Москве вряд ли удастся найти басмати такого качества, какой можно приобрести, скажем, в Дубаи. Один и тот же бренд «Кох-и-нур», приобретённый в Дубаи и в Москве резко различаются по качеству, при чём в Москве, как вы догадались, в худшую сторону. Видели бы вы дубайский Кох-и-нур! Некоторые даже говорят «это вермишель», так вырастает он в размерах после приготовления! А по вкусу и аромату тот рис нельзя сравнивать ни с одним другим рисом. Но даже в Дубаи далеко не всегда удается купить рис такого качества. Можно изрядно прошагать по Дубаи, пока найдешь великолепный и роскошный рис басмати, подобный изображённому на этой фотографии. Села – этот подвид басмати выращивают в Пакистане и Афганистане. Отличается от типичного басмати своим жёлтым (в сыром виде) цветом и почти абсолютным отсутствием крахмала в зерне. Села – очень твёрдый рис, имеет своеобразный запах при варке, но в готовом виде по вкусу практически неотличим от обычного басмати. Последний из приведенных выше видов риса используем для того, чтобы показать один из способов приготовления риса. Но вам не обязательно искать именно такой рис, будет достаточно, если вы возьмёте любой длиннозёрный рис, но лучше, если ваш рис будет иметь хоть какое-то отношение к басмати. Вообще, для приготовления риса басмати существует довольно распространённый способ – так называемый способ «под крышкой», — описанный многими авторами, в том числе знаменитым В.В.Похлёбкиным. Здесь мы покажем другой, не менее распространённый другой способ, при котором рис получается неизменно удачно, да и для приготовления риса в казане этот способ весьма удобен. СОВЕТ. В подавляющем большинстве случаев, казан при приготовлении «накроем плотной крышкой», т.е. крышкой настолько плотной, что бы пары почти совсем не выходили через неё. Можно использовать чистую, хорошо прополосканную салфетку, чтобы уплотнить крышку. А можно закрыть казан подходящей по диаметру металлической миской, которая пройдёт внутрь казана и встанет где-то в верхней его трети. Сверху миски лучше поставить какой-нибудь груз. Такая миска закрывает расширяющиеся к верху казаны лучше всего. РИС СО СПЕЦИЯМИ Рис, приготовленный таким способом, идеально подойдёт как гарнир ко многим индийским и не индийским блюдам. На четверых: 250 граммов риса тщательно промываем под водой (хоть бы он и выглядел чистым) и замачиваем в тёплой подсоленной воде. Такой тёплой, что бы рука терпела, но не горячей. Время замачивания может варьироваться от тридцати минут и до суток, но оптимальное время это хотя бы два часа. После замачивания всю воду с риса сливаем и ещё несколько раз промываем, что бы удалить с риса всю пудру, если такая выделилась. Вообще, следует иметь в виду, что чем твёрже и лучше рис, тем дольше его стоит замачивать. И обратите внимание на качество воды, в которой вы замачиваете рис, ведь рис за время замачивания может «выпить» воды столько же, сколько весит сам! Приготовим специи: 4 гвоздики, 4-6 горошин чёрного перца, чайную ложку зиры, кусочек корицы, 3 стручка кардамона. Стручки кардамона предварительно раскроем. С риса сливаем воду и выкладываем его на салфетку, что бы осушить его. Осторожно! Долго сушить рис не стоит, потому что даже самый хороший рис при высыхании после замачивания трескается и расходится кольцами, что никак не улучшит готовое блюдо! Нагреваем в казане столовую ложку растительного масла, куда добавляем специи и одну маленькую, тонко нарезанную луковицу. Когда лук станет мягким, добавим рис. Энергично всё размешаем, что бы рис обжарился, но не до изменения цвета, а только что бы он стал прозрачным и что бы выпарилась вся вода, которая оставалась на рисе. Добавим 250 мл воды (ровно столько по объёму, сколько было риса), чайную ложку соли, перемешаем всё ещё раз и доведём до кипения. Конечно, количество воды теперь сильно зависит от того, насколько долго мы замачивали рис. Если замачивали недолго, то воды следует добавить до 300-350 мл, учитывая, насколько хорошо данный конкретный сорт риса впитывает воду. Если не угадали с первого раза, и рис остался твёрдым или зёрна его согнулись, подобно бумерангу, то в следующий раз добавьте воды. А если рис разлохматился, стал слишком мягким, то в следующий раз уменьшайте количество воды безбоязненно! Уменьшим огонь под казаном, накроем плотной крышкой и оставим на сорок минут, теперь уже ничего не перемешиваем. Перед подачей на стол перемешиваем и встряхиваем рис и укладываем его горкой на блюдо. ОДИН ИЗ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ СПОСОБОВ ПРИГОТОВЛЕНИЯ РИСА (плов по-азербайджански) Вообще-то, таким образом готовят рис не только в Азербайджане, но и в Иране и в некоторых других странах и регионах, где используют длиннозёрные сорта риса и готовят раздельные пловы. Что я имею в виду под словами «раздельный плов»? Вот в Средней Азии плов представляет собою, как правило, рис, приготовленный в одной посуде с мясом, овощами или ещё чем бы то ни было – единое блюдо с рисом. Распространён такой способ приготовления плова и других странах. А в Иране и Азербайджане рис для плова готовят отдельно, а мясо, сухофрукты или что иное, подаваемое с рисом – отдельно. Так что рис, приготовленный подобным образом, является основным элементом азербайджанского (иранского) плова. Самым лучшим рисом для подобного плова я считаю иранскую разновидность басмати, обладающую весьма своеобразным запахом. Извиняемся за не слишком аппетитное сравнение, но когда варят иранский басмати, то очень многие говорят, что «мышами пахнет». На самом деле, может быть мыши и мимо того риса не пробегали, но он обладает таким запахом сам по себе. В сваренном виде этот запах сохраняется, но пахнет уже значительно слабее, но сам рис – необычайно вкусен, лёгок и приятен взгляду. Одним словом, попадётся кому такой рис – не торопитесь выбрасывать, постарайтесь довести приготовление до конца и будете вознаграждены – вот увидите! Как всегда в случае с длиннозёрным рисом, промываем и замачиваем рис в тёплой подсоленной воде – чем лучше качество риса, тем дольше. Промываем тщательно, под проточной водой, до идеально чистой стекающей воды. Поставим кипеть большое количество воды. На килограмм риса – минимум литров восемь. И надо что бы вода кипела бурно даже при открытой крышке. Воду довольно сильно солим – ложек пять. Промытый рис опускаем в кипящую солёную воду и варим, постоянно помешивая и не давая рису надолго осесть на дно. Варим приблизительно 10 минут, но время сильно зависит от того, как долго замачивали и насколько твёрдый у нас рис. Время варки риса может меняться от восьми до двенадцати минут в зависимости от того, какой рис и сколько его замачивали. Готовность риса обычно определяют по тому, что рис можно легко раздавить между ногтём большого пальца и подушечкой указательного. Готовый рис откидываем на дуршлаг, ополаскиваем холодной водой, чтобы остановить его варку. И теперь самое время заняться казаном. Под рис принято подкладывать казмах. Что это и из чего это делают? Можно сделать немного мягкого теста с добавлением куркумы и раскатать его в тонкую лепёшку. Можно взбить одно яйцо с небольшим количеством кефира или сметаны, добавить к этому соли, куркумы и немного варёного риса, что бы получилось наподобие каши. Можно просто взять несколько слоёв тонкого лаваша. Казан несильно нагреваем и растапливаем в нём примерно ложку топлёного или сливочного масла. Укладываем приготовленный казмах. Если мы делали казмах из яйца и риса, то даём ему немного прижариться и прихватиться, можно даже под закрытой крышкой. А если казмах из теста или лаваша, то ждать не надо. Теперь поверх казмаха выкладываем ещё две-три ложки масла и всыпаем рис. На этом этапе в рис можно добавить шафран, а можно это сделать позже и несколько иначе. Сверху риса мы снова кладём топлёное (сливочное) масло, на этот раз примерно 250 грамм и плотно закрываем казан. Ставим казан на маленький огонь и оставляем его минимум на 40 минут, а хорошо бы часа на полтора. Не беспокойтесь, рис не разварится, если на рисе и оставалась какая влага, то она впитается в рис в течении первых же двадцати минут, а всё остальное время рис будет напитываться топлёным маслом и набирать его вкуса и запаха. Поэтому очень важно, что бы топлёное масло было самого лучшего качества, самое вкусное, которое только можно найти! И о шафране. Можно взять буквально несколько полосок шафрана и растереть их в ступке с сахаром или солью. Если шафран набрал влаги, то лучше его просушить в столовой ложке над огнём, но не сжечь шафран, разумеется! Полученный порошок развести в столовой ложке кипятка и дать настояться. Готовый рис выкладываем на большое блюдо, часть варёного риса окрашиваем шафрановым настоем. Казмах со дна казана разрезаем на сегменты или разламываем на кусочки – это зависит от того, из чего мы делали казмах. Поверх риса выкладываем казмах, а окрашенным рисом украшаем по всей поверхности. ПРИМЕЧАНИЕ.      По этому же способу можно приготовить и гораздо более шикарный вариант риса – на молоке и мёде.      В этом способе для варки риса используется не вода, а молоко. В крайнем случае, молоко разводится водой до необходимого количества, но не жиже, чем один к одному. Если варить рис не в воде, а в молоке, то рис можно разварить куда пышнее, нежели в воде. Дело в том, что при излишне долгой варке в воде рис начинает трескаться поперечными кольцами, а потом и вовсе разваливаться. Молоко как бы закрывает образовывающиеся в рисе трещины, поэтому рис можно варить дольше, он напитывается вкусом от молока, но не думайте, что он приобретёт вкус молочной рисовой каши – совсем нет!      После отваривания всё делается точно так же, как в предыдущем способе, но поверх казмаха можно уложить сладкие сухофрукты, а сверху рис, кроме топлёного масла, поливают ещё и изрядным количеством мёда – до 100-150 граммов.      Мёд, против ожидания, совсем не делает рис сладким. В готовом рисе слегка сладким будет только казмах, но сам рис лишь приобретает еле уловимую ноту медового аромата, оставаясь вкусным сам по себе и шикарным гарниром… да хоть к мясным блюдам!      Другим, довольно популярным способом приготовления риса в Азербайджане и Иране является паровой способ приготовления риса. Рис укладывается на матерчатую салфетку, повязанную вокруг специального, кувшинообразного казана, такие казаны обычно делают из меди.      Поверх риса кладут топлёное или сливочное масло, после чего рис плотно накрывают тарелкой или блюдом. Если вода из казана выпарится раньше, чем сварится рис, то необходимо, отодвинув часть риса с края салфетки, долить кипяток и продолжают варить до полной готовности, которая обычно наступает примерно через час.      После этого рису дают повисеть в той салфетке, в которой его варили, что бы из него стекла вода, если таковая там осталась и испарилась лишняя влага.      Перед подачей рис ещё раз сдабривают маслом.      Аналогично готовят рис в странах Магриба, только рис там готовится не над кипящей водой, а над тем, что в Средней Азии назвали бы зирваком. («Магриб» по-арабски — «запад», страны Магриба — арабские страны Северной Африки к западу от Египта.) БУХАРСКИЙ ПЛОВ С ИЗЮМОМ Описанные выше способы приготовления риса рассчитаны на то, что рис будет подан в сочетании с какими либо другими блюдами или шашлыком. Иначе обстоит дело в Средней Азии, где рис готовят вместе с мясом и овощами в виде единого блюда. Поэтому, прежде чем приступить к варке самого риса сначала готовят зирвак. Если говорить очень кратко, то зирвак — это обжаренные мясо и овощи, к которым добавлена вода и к которым следует добавить рис, что бы получить наиболее распространённое средне-азиатское блюдо – плов. Но можно приготовить плов и без мяса, только с овощами. Как, например, бухарский плов. Но если готовить плов, в котором не будет никакого мяса, то следует позаботиться о создании вкуса при помощи других продуктов. Конечно, овощи или сухофрукты создадут свою вкусовую гамму, но надо иметь в виду, что очень важную роль в создании вкуса готового блюда играет жир, на котором обжаривают овощи и с участием которого будет вариться рис. Обратите внимание: в первом из сегодняшних рецептов для придания вкуса маслу в нём обжаривали овощи. Во втором брали масло, которое вкусно само по себе. Поэтому о жире для приготовления бухарского (да и не только) плова следует поговорить особо. Жир вытопленный из курдючного бараньего сала имеет свой запах и вкус, который устойчиво связывается в нашем воображении с самой бараниной, а поскольку мы собрались приготовить плов без мяса, то было бы странно придавать ему вкус оного. Вкус топлёного масла, так замечательно подходящий к басмати, не самым лучшим образом накладывается на вкус сортов риса распространённых в Средней Азии. Вкус и запах растительных масел, которые используются в кухнях Средней Азии, достаточно груб и не подходит для тонкого блюда, которое мы задумали. Не остаётся иного выхода, как смешивать несколько видов животных жиров и растительного масла, для того, что бы создать нечто новое и наилучшим образом подходящее для нашей задумки. Животные жиры — вытопленный из курдюка, почечный жир, из сала, которое имеется вокруг основания коровьего хвоста – используются в качестве основы, а из костного мозга и топлёное сливочное масло используются как дополнения для создания вкуса и запаха. Из растительных масел в качестве основы используют рафинированное хлопковое, подсолнечное, соевое, кукурузное и им подобные масла, способные выдерживать нагревание до высоких температур. А кунжутное, оливковое первого отжима, да разного рода косточковые масла, которые нагревать до высоких температур без их разложения и горения невозможно, лучше использовать в качестве ароматизаторов. Обычно вначале разогревают и при необходимости прокаливают те масла или жиры, которые нуждаются в этом – например, жир из курдючного сала или хлопковое масло. После этого, уменьшив силу пламени и дав слегка остыть содержимому добавляют прочие масла, а ароматизирующие составляющие я советую добавить уже вместе с овощами, когда температура внутри казана не будет столь высокой. Кстати, можно за один раз сделать такой смеси побольше, довести его до приятного вкуса и аромата и отложить часть до следующего раза, что бы не тратить довольно много времени на это. Ну, а если масло для нашего плова готово, то перво-наперво в него надо положить и пожарить лук, порезанный кольцами. После того, как лук начнёт краснеть его надо достаточно быстро убрать из масла, что бы сгоревшие его остатки не испортили бы своею горечью вкус масла, а чернотою цвет. Кажется, зачем же жарить лук, если потом его весь надо убрать? Какой смысл? Дело в том, что лук дополнительно ароматизирует масло и придаёт ему необходимый нам вкус, но именно в этом плове оставлять его нельзя – яркий вкус лука хорошо подходит к мясу, но будет плохо сочетаться со вкусом сухофруктов, которые мы планируем использовать. Кроме того, даже и правильно – докрасна пожаренный лук обязательно сделает весь плов окрашенным в те же тона, а именно этот плов обязательно должен остаться белым. После того, как убрали весь лук, необходимо немного подождать, пока из масла выкипит вся влага, оставшаяся в масле после лука. А когда масло в казане ещё раз разогреется, опускаем морковь, порезанную короткой соломкой. Если опустить морковь в неразогретое масло, то морковь начнёт выпускать из себя сок и в этом собственном соку потушится, превратившись в хорошую заготовку для морковного пюре. Поэтому важно опускать морковь в горячее масло, что бы те соки, которые выйдут из неё быстро испарились, а вкус моркови передался бы маслу. Именно через масло этот вкус будет передан впоследствии и рису. Когда морковь обжарится и изменит свой цвет, заливаем в казан горячую воду, доводим до кипения и уменьшаем огонь. То, что у нас получилось, называется “зирвак”. Зирвак обязательно должен повариться достаточное время, что бы содержимое его обменялось вкусами или приготовилось до необходимой степени. Мы собирались добавить в зирвак ещё и сухофрукты. Время их закладки надо выбирать в зависимости от степени их сухости и их размеров. Обычно для этого плова достаточно добавить один вид хорошего кишмиша – или чёрный или белый. Необходимо, что бы ко времени закладки риса кишмиш выглядел вполне разбухшим, но не разваливался бы от прикосновения. Солить зирвак необходимо в самом конце. После того, как добавили соль, следует добавить огонь, подождать пока соль растает и зирвак закипит по всей поверхности и опускать рис. Рис для этого плова желательно брать длиннозёрный, но достаточно крахмалистый, что бы обеспечить плову некоторую сладость и приятный вкус. Дев-зира здесь явно не подходит из-за кислых ноток в его вкусе. Обычно для этого плова берут хорезмские длинные сорта, как Лазарь. Опустим рис и добавим необходимое количество кипятка, с тем, что бы рис был покрыт водой, но лишь самую малость. Прибавим огонь так, что бы масло всплыло на поверхность. Часть воды за время варки риса должна испариться, часть – впитаться самим рисом. Если воды остаётся уже мало, то следует добавить кипятка, равномерно распределив его по поверхности. Нам необходимо добиться, что бы совпали два момента: что бы рис был готов, но и воды в казане чтоб не осталось. Конечно, для этого необходим некоторый опыт, но добиться такого результата достаточно просто – ведь мы в любой момент можем попробовать рис и прикинуть, сколько воды ещё осталось. Чем ближе момент полного выпаривания воды, тем ниже должно становиться пламя под казаном. Когда рис уже вполне готов, то убавляем огонь до минимума, если готовим на дровах, то оставляем под центром казана лишь немного углей и накрываем рис подходящей по размеру миской, что бы рис упарился, набрался ещё ароматов от других продуктов. Обычно бывает достаточно 25-30 минут, но самым вкусным и ароматным получится рис, который простоял так 45-50 минут. Конечно, при этом степень готовности риса на момент, когда его накрывают, должна быть несколько иной – ведь и под паром рис продолжает готовиться! Сократить время варки риса на минуту – добавить десять минут под паром. Примерно так планируем, когда готовим рис. Если хотим, чтобы плов простоял вместо 30 минут один час — надо сократить время его варки на три минуты. Но надо быть уверенным, что рис, который готовите, будет полностью готов именно через три минуты! Поэтому, когда вы готовите с каким-то видом риса в первый раз, лучше довести его до готовности и оставить под паром на стандартные 25-30 минут. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РИСА В МЕШОЧКАХ На первый взгляд такой метод кажется странным и необоснованно сложным, но первый же опыт снимает все сомнения. Многие, наверняка, встречали рис, упакованный в небольшие пакетики. Такой рис прямо в этих пакетиках и варят. Во время варки рис впитывает определённое количество воды и разбухает. Но пакетик ограничивает разбухание риса и рис никогда не впитает воды больше необходимого. Дело в том, что принцип этот не нов. Именно на этом принципе основано приготовление риса и нескольких блюд из риса у бухарских евреев, живших в Средней Азии. Для приготовления любого риса по этому методу необходимо изготовить мешочек (или несколько мешочков) из плотной, нелиняющей ткани, желательно неокрашенной. При чём важно не увлекаться гигантоманией, а сделать именно мешочки – в диаметре он должен быть 12-15 см, а в длину сантиметров 20-25. В такой мешочек можно просто положить рис и, оставив необходимое для его разбухания свободное место, туго завязать его сверху и поставить варить. Если свободного места окажется слишком много, то рис сварится, как обычно – довольно быстро. А вот если завязать его, оставив места не так уж много, то это позволит варить рис гораздо дольше – вплоть до суток. На первый взгляд кажется, что ничего не изменится во вкусе риса. Но, скажите, ведь есть разница во вкусе, скажем, гречневой каши – если она приготовлена на скорую руку, абы сварилась, или если она растомлена в течение долгого времени в горшочке, да в русской печи? То же самое и здесь. ХАЛТАДАГИ САВОТ Порезать острым ножом очень мелкими кусочками, как на фарш, равные количества мяса и сала. Взять риса вдвое больше, промыть его дочиста. Немного лука порезать ножом так же мелко, как мясо и смешать все ингредиенты, посолив и добавив по желанию чёрного перца. Полученный фарш уложить в мешок, и завязать мешок с расчётом на разбухание риса, но и, одновременно, уварку мяса и сала. Для риса среднего качества обычно достаточно оставить сверху свободным 10-15% от объёма мешка. Если у вас есть бульон, оставшийся от варки кур или мяса, то лучше положить варить именно в такой бульон. Не обязательно варить специальный бульон для этого блюда, но традиционно для варки халтадаги савот используется бульон после варки яхни – мяса нескольких сортов и кур, которых подают к столу в холодном виде. Мешок укладывается в кипящий бульон, в который добавляются сухофрукты: алыча, чернослив, несладкая курага, а если есть сушёная вишня – то это будет просто замечательно. Заметим, что сухофрукты идут в это блюдо более кислые, нежели сладкие и кислота их должна быть изрядной. Теперь остаётся только ждать. Сколько? Это зависит от того, насколько плотно вы увязали мешочек. Обычно это блюдо ставят варить накануне субботы, до наступления темноты. А подают его в субботу в обед – считай, часов 16-18 варится! Но, уж как минимум, надо варить шесть часов. Во время варки ничего делать не надо. Разве что только один-два раза повернуть мешочек с одного бока на другой.